Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что проблемы с выдачей сертификатов о сдаче единого госэкзамена не отразятся на судьбах выпускников, и все, кто получил высокий балл на ЕГЭ, поступят в вузы. Правда, не уточнил, в какие именно. Ведь известно, что значительная часть вузов закончила прием документов еще 30 июня, причем ряд из них требовал от потенциальных абитуриентов подлинник сертификата о сдаче ЕГЭ. А у многих выпускников сертификатов не оказалось – им просто не выдали вовремя этот важнейший документ.

Наиболее сложная ситуация сложилась в Москве, Екатеринбурге, Московской, Свердловской и Новосибирской областях. Например, в ряде школ Центрального административного округа Москвы ни один из выпускников не сумел получить документ о сдаче ЕГЭ до "часа икс". И теперь тем из них, кто нацелен на получение высшего образования, предоставлен свободный выбор: либо откладывать поступление на год, либо идти не в намеченный вуз, а туда, где еще берут документы. Родители пострадавших выпускников говорят, что готовят иски к Рособрнадзору, но, скорее всего, им не удастся призвать чиновников к ответу: те уже заявили, что рекомендовали вузам принимать документы без сертификатов. Между тем, Фурсенко назвал ситуацию с задержкой выдачи сертификатов "безобразием", но тут же отметил, что речь не идет о "полномасштабной проблеме". То есть, по мнению министра, "пострадавших" не так уж и много, да и пострадали они не так сильно, потому что все равно куда-нибудь поступят. В общем, спрашивать не с кого, да и не за чем. Однако вопросы остаются.

В прежние годы, аргументируя необходимость введения ЕГЭ, сторонники новой системы экзаменов доказывали, что новая система сделает оценку знаний учеников более точной и независимой, а систему поступления в вузы – более прозрачной. Картинки рисовали самые радужные. Сдав ЕГЭ, рассказывали представители министерства образования, выпускники смогут по Интернету отослать их в один или несколько вузов. Вузы выберут лучших, вывесят списки поступивших на своих сайтах, и лишь после этого счастливчики повезут свои документы в приемные комиссии. И никаких тебе репетиторов и взяток – способные ребята из провинции получают возможность поступить в престижный вуз, не выходя из дома. Однако на деле никакой "радуги" не получилось.

Несколько лет назад на одном из круглых столов была озвучена замечательная информация. Выяснилось, что лишь 40 процентов питерских учителей физики смогли написать ЕГЭ на высший балл. Как было заявлено, в других регионах этот показатель еще ниже. Понятно, что учитель, который сам знает предмет на троечку, не сможет подготовить учеников так, чтобы они сдали ЕГЭ на пять, следовательно, те, кому требуется более высокая отметка, вынуждены заниматься дополнительно. То же касается других предметов. В прошлом году соседка по даче, работающая на курсах иностранных языков, еле доползла до своей "фазенды". "В городе был проведен пробный ЕГЭ по английскому, и выяснилось, что подавляющая часть выпускников не смогла сдать его выше, чем на тройку, - пояснила она. – И все понеслись на курсы. Такого количества учеников у нас, по-моему, еще никогда не было". То есть, с введением ЕГЭ спрос на услуги репетиторов не только не снизился, но и возрос.

Точность оценки знаний на едином экзамене также вызывает сомнения. Пару лет назад выяснилось, что русский язык лучше всего знают ребята с северного Кавказа – именно там был зафиксирован самый высокий средний балл на ЕГЭ. Потом отличилась Башкирия: согласно результатам ЕГЭ выпускники этой республики знают математику на порядок лучше своих сверстников из других регионов. Интересно, что никто не бросился изучать "башкирское чудо", не помчался в сельские школы, где практически все выпускники справились с задачами повышенной сложности, и не стал уговаривать учителей поделиться опытом. Все правильно оценили ситуацию: известно, что руководители регионов оценивают результаты работы учителей и школ по результатам ЕГЭ, и никто не хочет оказаться "в хвосте". С другой стороны, учителя, принимающие ЕГЭ, говорят об ошибках в тестах и компьютерных сбоях, в результате которых правильные ответы не засчитываются. А родители жалуются на сложность системы подведения итогов – самостоятельно проверить, почему твой ребенок получил, скажем, 65 баллов, а не 70 практически невозможно.

Неудивительно, что вузы относятся к результатам единых экзаменов... ну, скажем так, без особого доверия. Документы по Интернету вузы, естественно, не принимают, кроме того, многие из них выторговали себе право проводить дополнительные испытания. С одной стороны, абитуриенту все равно приходится приезжать на экзамены, а у руководителей престижных вузов остается возможность отсеивать "лишних" претендентов на бюджетные места. С другой стороны, во многих случаях отсев необходим, потому что количество претендентов с высшим баллом превышает количество бюджетных мест. И это касается не только сверхпрестижных вызов. Например, несколько лет назад в Петербурге, который позднее других регионов подключился к эксперименту с ЕГЭ, сложилась парадоксальная ситуация. Педагогический университет им.Герцена начал принимать абитуриентов по результатам единого экзамена и получил столько заявок из других регионов, что мест для "городских" выпускников просто не осталось. В тот год министерство образования "разрулило" ситуацию, увеличив количество бюджетных мест, но это был, так сказать, единичный случай. В престижных технических вузах практически открыто говорят, что дополнительные испытания и собственные олимпиады – это возможность набрать ребят, которых не придется отсеивать после первой же сессии. "Большинство выпускников провинциальных школ, которые, согласно сертификату о сдаче ЕГЭ, продемонстрировали превосходное знание математики, просто не справляются с нашей программой", - объясняла мне преподавательница факультета прикладной математики Петербургского государственного университета...

Подведем итог. Заявленные при введении ЕГЭ цели не достигнуты, новая система постоянно дает сбои, однако эксперимент был признан удачным – с 2009 года, согласно закону, подписанному президентом, единый государственный экзамен станет обязательным на всей территории России. Что приходится предположить? Варианта, как всегда, два: либо авторы реформы принципиально не желают и не способны признавать ошибки, либо... реформа преследовала какую-то другую цель, неизвестную широкой общественности. И тут приходится вспомнить, что в самом начале дискуссий о ЕГЭ кто-то из высоких чиновников простодушно заявил, что реформа необходима из-за того, что аттестаты российских школ не признают за границей. На широкую общественность этот аргумент впечатление не произвел, просто потому что подавляющее россиян об обучении своих детей за границей даже не мечтают. Но, видимо, кому-то это было необходимо, и для того, чтобы удовлетворить меньшинство, поставили на уши всех.

Кому-то эта версия покажется маловероятной. Но, если подумать, то именно по такому принципу в нашей стране проводились и все остальные реформы...

Виктория Работнова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter