Произошла катастрофа Х, причины которой неясны или очевидно являются следствием совпадения нескольких обстоятельств.
Первым в публичном обсуждении возникает вопрос на тему У.
Что это значит?
Это значит, что тема У "висела в воздухе".
Имеет она прямое отношение к причинам катастрофы, только косвенное или, как может потом выясниться, никакого, но она, значит, волнует очень многих.
Значит, и до катастрофы эти многие считали, были уверены, что последствия "темы У" обязательно будут плохими или трагическими.
Если прежде по каким-то причинам не говорили об этом вслух, то событие Х становится триггером, прорывающим молчание.
Ещё раз обращаю внимание на логику: она не о причинной связи между катастрофой Х и темой У. Она о причинах выплёскивания темы У в широкое инфопространство.
Что ещё интересного?
Непосредственно в обсуждениях возникшие "перегибы".
Словечко из, казалось бы, канувшего в Лету советского лексикона, а ничуть не бывало – актуальный подход к любой теме, как оказалось.
Напомню: "перегибы" - это когда цель светлая и прекрасная, а в методах достижения, чисто на исполнительском уровне, не выше, допускаются отдельные безобразия. И щепки летят.
Говорящий о перегибах линию партии целиком одобряет, а всё пугающее робких обывателей объявляет досадными, но случайными перегибами на местах. Когда в ходе сталинской коллективизации комиссары переусердствовали с раскулачиванием и расстрелами в одном селе, вызвав уже не глухой ропот, а готовность взяться за топоры, то это – головокружение от успехов и перегибы. Увлеклись, так сказать, и забылись. Что надо осторожнее вести народ (в рабство и на убой - зачёркнуто) в светлое колхозное будущее, чтобы в процессе не взбунтовались.
Можете сами убедиться на исторических примерах, что "перегибы" на самом деле всегда очень точно иллюстрировали цель. Методы должны быть помягче, чтобы не распугивать обывателей и не порождать сопротивление, чтобы лягушка варилась, а не выпрыгивала. Но цель – та самая, которую нетерпением, желанием всё ускорить, показывают "перегибы".
Когда нет "улучшательской" идеологии, под которую надо подстроить массы людей, то не нужны методы и способы привлечения и принуждения к "правильному" поведению, и нечего "перегибать".
! Орфография и стилистика автора сохранены