Одна из самых распространенных претензий к современным Европе и Штатам - там слишком много "ненужной" свободы, которая развращает общество и приводит к хаосу. Мужчины целуются, женщины сами за себя замуж выходят, чернокожие средь бела дня магазины грабят, пожилые дамы засуживают бывших ухажеров, бомжи в центре города палатки разбивают. Весь этот "набор" вызывает ужас у пропагандистов и не только: "Беснуется западное общество! Никаких ограничений, никакого контроля над нравственностью. Они в своей толерантности дошли до абсурда!"

Если у вас есть знакомые, кто, защищая родные "скрепы", рассуждает в духе "Такой хоккей нам не нужен!", предложите им подумать над следующими вопросами.

А что, если свобода - это не только хорошее, но и плохое? Что, если свобода - это постоянная учеба, в том числе на собственных ошибках? Что, если это еще и боль, через которую необходимо пройти, чтобы понять, как правильно вылечить болезнь, не калеча пациента?

Одно из важнейших проявлений свободы - ощущение безграничности возможностей самовыражения. Сильное впечатление многих, впервые приехавших в Нью-Йорк - сотни гомосапиенсов всех возрастов, которые свободно разгуливают по улицам, одетые во что угодно от костюма обезьяны до обычных трусов. Эти персонажи могут вызывать антипатию у тебя лично, но пока никто не нарушает закон - будь добр относиться к нему, как к равному. Сделав это открытие, понимаешь: если окружающие меня люди принимают любого, значит, примут любым и меня. А быть принятым - первая социальная потребность человека. Быть принятым безоговорочно, таким, какой он есть, без дополнительных условий, кроме одного - не нарушать закон, который для всех один.

Несвободные общества ставят условия. Люби вождя, систему, не выделяйся, будь как все - и тогда, если повезет, тебе заметят, приблизят, и ты войдешь в круг тех, для кого закон не писан. На первый взгляд, в несвободных обществах больше безопасности, и этот "аргумент" особенно ценит пропаганда. На самом деле, когда человек не свободен, о безопасности речь не идет в принципе. Как только ты понимаешь, что тебе нельзя быть другим, отстаивать свои права, говорить что думаешь, быть другого цвета, религии, национальности - в этот момент ты оказываешься под ударом, так как за каждым запретом стоит наказание. И если запрещено нечто для тебя естественное, тебе остается простой выбор: или притворяться, или быть наказанным. Движущей силой такого общества неизбежно становится страх. А там где страх, как говорилось в Махабхарате и потом в песне одной некогда неплохой рок-группы, места нет любви.

Тотальной безопасности, разумеется, нет нигде, но в обществе, где право быть собой защищено законом, безопасности точно больше, чем в том, где человек должен быть как все и жертвовать свободой. В каком-то смысле слишком много свободы - это подарок для всех, в том числе для шарлатанов, преступников и бездельников. Но грань между свободой и вседозволенностью общество должно нащупывать само, перебирая и испытывая на себе все радости и беды от процесса самопознания. Попутно, разумеется, адаптируя законы под новые этапы своего развития. Дисциплина и ограничения по-настоящему эффективно работают лишь тогда, когда они становятся осознанным выбором каждого, а не навязанным государством инструментом контроля.

Бывает свобода без счастья, но нет счастья без свободы. Как не бывает "слишком много" свободы - бывают люди и общества, которые не умеют ей пользоваться. И это, повторю, тот случай, когда единственный способ научиться - учиться самому. Потому что единственная альтернатива - существование в вечном страхе, которое жизнью не назовешь.

Станислав Кучер

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены