Покупка Илоном Маском Твиттера - это история, которая уж разошлась на мемы и анекдоты. Причем совершенно заслужено. Чего только стоит одна попытка поторговать синими галочками, которой тут же воспользовались шутники и скаммеры всех мастей, а некоторые компании в результате понесли огромные убытки. Однако эти неудачные попытки выжать немного денег из проклятой соцсети меркнут на фоне того, что Маск опубличил внутреннюю кухню Твиттера. 

В первой части опубликованных "твиттер файлов" нас ожидали подтверждения того, что Твиттер регулярно прогибался под требования политиков. Прогибался как под демократов, так и под республиканцев. Однако влияние демократов на Твиттер было сильнее т.к. внутренние симпатии там были на их стороне. В Твиттере существовали целые отделы, которые фактически занимались политической цензурой по свистку из Демпартии. Заведовала цензурой Виджая Гадде - американка индийского происхождения, сильная и независимая женщина, которая добилась всего сама, несмотря на патриархат, расизм, Ку-Клус-Клан и прочие ужасы. За что была воспета журналами вроде "Политико". Свою власть эта либеральная икона использовала для того, чтобы забанить пресловутую историю с ноутбуком Хантера Байдена, а также поспособствовать бану Трампа. После покупки Твиттера Маск первым делом разогнал все эти цензурные комитеты с Виджаей во главе. За этим последовала волна нытья об увольнении незаменимых специалистов.

Вторая часть  "твиттер файлов" вышла сегодня. И там подробно о том, что обсуждаемый много лет "теневой бан" оказался самой что ни на есть правдой - на деле это целый набор специальных статусов, которым админы Твиттера могли награждать неугодные аккаунты, чтобы те не появлялись в поиске, не попадали в тренды и т.д. и т.п. В ходе пандемии так боролись с альтернативными мнениями о ковиде и вакцинах. В общем, вся самая лютая конспирология скопившаяся вокруг Твиттера постепенно оказывается правдой. Что дальше? Выяснится, что пиццагейт был не на ровном месте? И что Эпштейн себя не убивал? Если серьезно, то надеюсь, что в следующих сливах найдется информация о том, как Твиттер взаимодействовал с ФБР и прочими силовиками. Вот уж где наверняка жир просто будет стекать с голубых экранов.

Здесь, разумеется, уже звучат голоса о том, что, мол, цензурировали плохих людей и правильно делали. Однако проблема тут, как бы странно это ни звучало, не в самой цензуре. Пресловутый "раздел 230" американского закона о коммуникациях позволяет соцсетям как угодно модерировать контент. Так что, Твиттер был в своем праве.

Но проблема в том, что Твиттер годами отрицал и политическую ангажированность, и само существование "теневых банов". Публично позиционировал себя в качестве открытой площадки с универсальными правилами, в то время как комсомолки и комсомольцы из отделов цензуры раздавали скрытые баны неугодным. Этому бесстыдному вранью теперь пришел конец.

В целом эта история показывает, что свободный рынок - это лучшее лекарство от монополизации власти, включая власть информационную. Каким бы ни был сговор - на рынке всегда найдется тот, кому будет выгодно его разрушить. Каким бы самодуром ни был Маск, какими бы мотивами он не руководствовался (идеалистическими, коммерческими и просто амбициями) - тот факт, что он разворошил это гнездо, принес однозначное благо как Америке, так и всему интернету.

P.S. А мой твиттер аккаунт (кстати, подписывайтесь) недавно банили за выражение "грузинские собаки". Хотя речь шла о настоящих собаках с шерстью и четырьмя лапами, твиттерские админы решили, будто это оскорбление по национальному признаку и хейтспич (надеюсь, Маск их всех уволил к чертям собачьим). До сих пор жалею, что машинально согласился удалить твит вместо того, чтобы написать апелляцию с просьбой уточнить кого именно я оскорбил: грузин или собак?

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены