Текстовая версия:
Две исторические рифмы. Первая. В этот день 31 год назад, 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР.
Эти события были иллюстрацией работы "русского маятника", который начал свое движение из точки фактически унитарного, централизованного государства, стремительно проскочил все промежуточные точки и разнес вдребезги еще вчера казавшийся нерушимым Союз.
Вот этапы этого движения. 17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум, на котором за сохранение и обновление СССР проголосовало большинство граждан (77 %), исключая население шести республик — трёх прибалтийских (Литва, Эстония, Латвия), двух закавказских (Грузия, Армения) и Молдавии, в которых высшие органы власти отказались проводить референдум.
Следующая точка. Рабочей группой в рамках так называемого новоогарёвского процесса весной — летом 1991 года был разработан проект по заключению нового союза — Союза Советских Суверенных Республик как мягкой, децентрализованной федерации.
Затем, после провала ГКЧП 22 августа 1991 г. работа над новым Союзным договором была продолжена, но теперь уже речь шла о создании Союза Суверенных Государств как конфедерации. Вот так, за неполные 9 месяцев страна проскочила все формы интеграции и разлетелась на куски. Это к вопросу о будущем России после ее практически неизбежного поражения в войне.
И вторая сегодняшняя историческая рифма, которая носит несколько фарсовый характер – 23 года назад, 8 декабря 1999 года в Москве прошло подписание Договора о создании Союзного государства России и Беларуси. СССР-2.0. С купанием коней в шампанском не задалось, и даже кота пивом облить толком не получилось…
Ко дню сегодняшнему.
Вчера Путин встречался со своими придворными правозащитниками. Всякий раз, когда эта уродливая химера под названием СПЧ вылезает из пыльного кремлевского угла, невольно испытываешь изумление: как оно еще дышит, шевелится и даже разговаривает?
После того что случилось 24 февраля существование этой химеры – Совета по правам человека при Путине – стало уже совершенно нестерпимым для разума. Путин, при котором существует этот Совет, развязал большую войну в Европе, жертвами которой уже стали сотни тысяч людей, у которых нарушено их главное право – на жизнь. Несколько миллионов украинцев стали беженцами. Российские военные массово совершают военные преступления. В самой России безвинно сажают в тюрьмы людей за политические взгляды. Пытки стали повседневным явлением в колониях и тюрьмах.
Понятно, что никто из придворных путинских правозащитников ни о чем таком с Путиным говорить не стал. Зато были подняты не менее актуальные проблемы. Вот, к примеру, русофобия – чем не тема? Это же просто беда какая-то, хуже пандемии. Не любят русских почему-то. Особенно в Украине. Почему, непонятно. Но надо же что-то делать.
Тему поднял осужденный в Украине за измену родине и ставший в РФ правозащитником Вышинский: "Я поэтому считаю, что в Уголовный кодекс Российской Федерации стоило бы внести либо дополнения в определённую статью, либо вообще ввести статью о русофобии, квалифицировать это явление в правовом поле, определить меру ответственности".
Насчет меры ответственности тут все просто, она измеряется тюремным сроком. А вот как определить меру русофобии, отсутствия любви к русским. Тут большое поле работы не только для юристов, но и для философов. За стихи Лермонтова "прощай, немытая Россия", наверное, довольно "двушечки". За хранение книг маркиза де Кюстина уже "пятерик". А уж за Чаадаева не меньше "червонца"…
Главного государственного "правозащитника" Фадеева больше всего возмутили международные организации призванные обеспечивать права человека и международную безопасность в связи с чем Фадеев вышел с предложением взять эту ношу на широкие российские плечи:
"Полагаю, что наш Совет как институт, работающий с широким кругом общественных организаций в России и за рубежом, мог бы стать эффективной международной площадкой, где бы обсуждалась проблематика прав человека и их защиты в современном мире".
По сути речь идет о создании ООН при президенте Путине. Тем более что начало, как пояснил Фадеев, положено:
"Только что, в ноябре, мы с представителями Китая, Аргентины, Узбекистана, Демократической Республики Конго, Ирана провели в Ярославле конференцию по теме гуманизма и прав человека".
Обмен опытом гуманизма между Ираном, Россией, Китаем и Узбекистаном несомненно приведет к невиданному прогрессу в этой сфере и вдохновит остальное человечество.
Большие сердца путинских "правозащитников" не могли не откликнуться на страдания украинского народа изнывающего под пятой киевской хунты. И Путин тут же дал рецепт спасения Украины и ее жителей:
"Единственным настоящим гарантом территориальной целостности и суверенитета Украины в её сегодняшних границах могла бы быть Россия".
Война – это мир. Свобода - это рабство. Россия – гарант суверенитета Украины…
Судя по всему, этот человек, который называет себя президентом РФ, так действительно думает. И это означает, что мир, в котором он пребывает не имеет никакого отношения к реальности.
Так же далек от реальности был мир, в котором пребывал Гитлер в 1945 году. Но между этими людьми, Путиным и Гитлером, а также между их режимами, есть несколько различий. Проявлением одного из таких различий является тот факт, что у Гитлера не было совета по правам человека, а у Путина он есть.
Невозможно представить себе совет при Гитлере, в который входили бы, например, не только в личном качестве Ясперс, Ремарк, Брехт или Фейхтвангер, но и те, что придерживался сходных с ними взглядов и ценностей. А в совет при Путине люди, придерживающиеся диаметрально противоположных ему взглядов, входили.
В чем причина?
Путинский режим возник как плавное продолжение ельцинского. Спецоперация "преемник" не имела имидж переворота, а Путин поначалу позиционировал себя как либерал. СПЧ был создан в 2004 году. Как раз тогда, когда в Благовещенске, а также в 20 сёлах вокруг города в декабре 2004 года органы милиции совершили массовое избиение жителей, от которого, по данным правозащитников, пострадало более 1000 человек. Члены СПЧ ничего не смогли сделать, чтобы защитить этих людей. Чтобы защитить ЮКОС, спасти от закрытия независимые СМИ, предотвратить появление в России политзаключенных.
Постепенно из СПЧ были изгнаны или ушли сами реальные правозащитники и моральные авторитеты.
Оставшиеся могут быть разделены на несколько категорий.
Категория первая: верные холуи, готовые угадать любое людоедское желание Путина, в том числе готовы бежать впереди паровоза. Это прежде всего глава СПЧ Фадеев, провокатор Брод, бывший украинский журналист Вышинский, главред "МК" Гусев, Коц из "Комсомолки" и прочая не имеющая к правозащите ни малейшего отношения путинская обслуга типа типа "ученого-международника" Караганова. Их присутствие в СПЧ при Путине вполне органично.
Вторая категория: затаившиеся в складках путинского режима сислибы-недобитки из ВШЭ: Игорь Юрьевич Юргенс и гуру либеральной тусовки, президент фонда "Либеральная миссия" Евгений Григорьевич Ясин. Никакого толку, как и вреда от этих людей для фашистского режима нет, сидят тихо, никому не мешают, понятия не нарушают.
Третья категория – удивительные люди, в отношении которых есть подозрение (уверенность), что в конструкции их организмов предусмотрено место для совести. Это режиссер Сокуров, журналист Леонид Никитинский, блестящие адвокаты-правозащитники Игорь Николаевич Пастухов и Генри Маркович Резник, правозащитница Мара Федоровна Полякова.
Вот что эти люди делают в СПЧ при Путине, как они договариваются со своей совестью, которая у них есть, я это точно знаю, это отдельный вопрос.
Одно из главных отличий путинского фашизма от гитлеровского – лицемерие. Гитлер все сразу и прямо сказал. Открытым текстом. Евреям не жить. Либеральным демократиям – тоже. Написал книжку, объявленную "священным писанием". Гитлеровский фашизм стал быстрым погружением народа в кипяток: кто-то выпрыгнул как ошпаренный, кто-то "сварился" и превратился в морального мертвеца. Путин варил популяцию на медленном огне, постепенно подбрасывая дровишек в костер. Ну, подумаешь, уничтожил НТВ, - а не надо было кредиты брать! Ну, отжал ЮКОС и посадил МБХ – так пусть богатые тоже поплачут, им полезно!
В результате у многих, вроде бы порядочных людей вошло в рутину иметь дело с фашистским режимом. Потому что изнутри режима можно сделать массу полезных дел в диапазоне от велодорожек до спасения больных детей…
Война против Украины ошпарила многих. Но далеко не всех. И дело не в том, что не все уехали – эмиграция - это вообще не критерий. Дело в продолжении сотрудничества с режимом во имя "малых добрых дел"…
Постепенное сгущение фашистской туманности в России привело к тому, что люди явно нефашистских и прямо антифашистских взглядов привыкли жить внутри фашистского режима и с ним сотрудничать (я имею в виду не жизнь на территории рейха, а именно сотрудничество с режимом ради "пользы"). Говорят, что привычка – вторая натура. Остается выяснить, как скоро человек привыкший сотрудничать с фашистским режимом "ради пользы дела" перерождается в натурального фашиста.
Помочь блогу Игоря Яковенко можно так:
2202 2003 5238 6609 - карта Сбербанка
4261 0125 9763 5888 - карта Альфа-Банка
5106 2180 3035 4666 - карта Яндекс.Деньги
Поддержать блог можно подпиской на Patrion:
https://www.patreon.com/igoryakovenko
! Орфография и стилистика автора сохранены