Владимир Путин приказал Сергею Шойгу совершенствовать порядок мобилизации, ликвидировав вскрывшиеся недостатки. Новые меры выведут работу с запасниками на новый уровень.

Пазвольте! У системы мобилизации нет недостатков. Вообще. В рамках принятой оборонной доктрины, которая началась ещё с армейской реформы Сердюкова, мобилизация как таковая вообще не рассматривалась и не была актуальной в принципе. Концепция "воюем только кадровой армией" полностью укладывалась в "оптимизационный" тренд, формализованный впоследствии в майских указах 2012 года. Сердюков просто опередил время, запустив "оптимизацию" армии досрочно.

Призывная армия рассматривалась в этой концепции исключительно в качестве учебки, курса молодого бойца для будущих контрактников. Чтобы человек, приняв решение заключить с министерством обороны контракт, уже имел какое-то представление о военной службе и его не нужно было учить с нуля. Никаких других задач перед призывной армией не ставилось. Система военкоматов в новой "оптимизированной" армии выполняла двойную роль – призывала гражданских в эту самую учебку, а затем заключала контракты и отправляла далее в войска. Никакой мобилизации в рамках такого протокола не предусматривалось.

Мобилизация не может быть частичной. Даже в теории. Мобилизация – это общий процесс перевода всей страны на военные рельсы. Когда организм включает внутренние ресурсы для борьбы с каким-либо заболеванием, он реагирует всегда одинаково – поднимает их все. И все защитные системы организма слаженно и системно воюют с проникшей внутрь заразой. Поэтому объявленная Путиным "частичная мобилизация" – это просто глупость по своему смысловому содержанию. Что, впрочем, полностью соответствует сути его режима. Мобилизация – это триггер, она либо проводится, либо ее нет. А "частично" – это очередной никому непонятный "режим нерабочих дней".

Поэтому мобилизационная система и не была готова к мобилизации. Так как последняя и не предусматривалась. А когда организм не пользуется каким-то своим органом, тот быстренько "отсыхает" и перестает функционировать, экономя ресурс. Алкоголизм возникает потому, что организм, заливаемый внешним алкоголем, прекращает выработку внутреннего, эндогенного, алкоголя. И возникает его дефицит, который алкоголик восполняет новой порцией нового спиртного.

А раз мобилизационная система в рамках существующей доктрины не нужна в том объеме, который делает ее именно мобилизационной, то ее нет. И как именно "совершенствовать" то, чего нет, Путин не пояснил. Его дело – прокукарекать.

Тут без вариантов: либо признавать, что военная доктрина – туфта и принимать новую, либо пользоваться имеющейся, но тогда понимать, что в ее рамках мобсистема – это пятое колесо.

Хотя на самом деле весь смысл в данном случае – именно прокукарекать. Делать все равно ничего не станут. Делать" – это ведь нужно работать. Заниматься. Вдумчиво и системно. И кто будет это делать, если никому это не надо?

*.*.*

Уже нет никакого смысла долго и с примерами обосновывать полное отсутствие в нынешней России горизонта планирования. Его нет, все управление прочно перешло в рефлекторный режим.

Кстати, видимым маркером этого положения вещей стало отсутствие в этом году даже такого унылого и бесполезного ритуала, как послание президента Федеральному собранию. Положено задать какие-то перспективы, пусть и сугубо номинальные. Но задавать нечего. Живем тем, что происходит здесь и сейчас, что будет завтра – а что такое "завтра"?

Поэтому решения, которые принимаются для реализации какой-либо задачи, в процессе своего воплощения всегда сталкиваются с тем, что пока они реализуются, задача либо пропадает, либо трансформируется во что-то иное. А потому большая часть усилий пропадает бесцельно, и единственное, что нарастает – это хаос, так как в управленческом пространстве одновременно находятся обломки и каша от предыдущих решений, которые между собой не связаны.

С мобилизацией, похоже, произошло то же самое. К концу сентября грозные требования продолжать наступать уперлись в очевидное исчезновение личного состава. Куда он делся – никому неизвестно, так как смехотворные потери в 5 тысяч человек явно не дают ответ на этот вопрос. Ну, если, конечно, поверить докладу Шойгу и его честным глазам.

Поэтому "частичная" мобилизация числом в 300 тысяч человек должна была восполнить возникшую убыль в 5 тысяч человек и дать импульс новому наступательному циклу.

Однако теперь, когда она проведена (и опять-таки, есть некоторый разнобой в оценках, сколько на самом деле мобилизовали), выяснилось, что с наступлением не срастается. Это не значит, что его не будет, это значит, что условия для него ухудшились настолько, что практический смысл этого мероприятия за месяц исчез. Теперь заявлена новая концепция: будем держать коридор к Крыму и Донбасс любой ценой, а остальное – как сложится. (Кстати, Донбасс еще нужно отвоевать)

Поэтому обломки предыдущего решения – мобилизованных 300 тысяч – теперь будут использовать не в наступлении, а наоборот – в обороне. Наверняка еще через месяц выяснится, что имеющегося в наличии личного состава все равно мало, так как линия фронта в тысячу с лишним километров всё равно слишком велика, а значит – нужно ее сокращать. Где это возможно, хотя она и так уже вплотную подобралась к заявленной на Валдае новой концепции. В итоге к новому году встанет вопрос – менять концепцию или проводить новую мобилизацию.

Это и есть рефлекторное управление. По текущим раздражителям. Никакого планирования уже давно нет, всё решается по обстановке. Не вы управляете событиями, а они вами.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены