В связи с нынешними событиями часто обращаются к опыту Второй мировой войны. Так вот, можно вспомнить одну бесславную, но важную и поучительную страницу - авиационный террор Союзников в отношении гражданского населения стран Оси. Самое известное - это Дрезден, который уничтожали непрерывно на протяжении 48 часов. Были также схожие по масштабам бомбардировки Лейпцига и Хемница, разрушенный центр Кенигсберга. Более 3 млн. тонн бомб было сброшено американцами и британцами на Европу с результатом в полмиллиона погибших гражданских. И примерно столько же погибло от бомбардировок в Японии.

Отчасти эта не избирательность объяснялась уязвимостью бомбардировочной авиации и вытекающей из нее необходимости бомбить ночью. Однако во многом именно террор в отношении гражданского населения и рассматривался в качестве цели. “Убьем их побольше и они перестанут сражаться” - как говорил американский генерал авиации Кертис Лемей. Маршал британской авиации Артур Харрис выражался еще точнее: "Уничтожение домов, публичных благ и транспорта, создание невиданной проблемы беженцев, разрушение боевого духа как дома, так и на фронтах через насаждение страха усиления бомбежек". В послевоенной культуре, кажется, никак не рефлексировали на тему этого терроризма вплоть до "Бойни номер пять" Курта Воннегута. 

Главный вопрос: сработал ли террор? Нет, не сработал. Современные историки полагают, что ковровые бомбардировки были по большей части бессмысленны. Уничтожение немецких городов не привело к "падению боевого духа" и капитуляции Германии. Капитуляция случилась лишь после того, как немецкая армия была разбита, а столица - захвачена. В случае Японии существует мнение, будто к сдаче ее принудило ядерное оружие. Но это миф, призванный оправдать применение этого оружия (во всех отношениях сомнительное - у меня об этом было видео. Атомные бомбы, конечно, произвели впечатление, однако незадолго до этого американцы сожгли 100 тыс. человек в Токио вполне обычными бомбами - и ничего. Что реально вызвало у японского руководства чувства обреченности, так это вступление СССР в войну с ними и разгром Квантунской армии. А в качестве пряника при этом послужило то, что американцы согласились не трогать их драгоценного императора.

В общем, внезапно оказывается, что массовый террор не работает. Военные от него не сильно страдают. У гражданского населения он вызывает только озлобление, а вовсе не "падение боевого духа", на которое так рассчитывают террористы.

Теперь перейдет к актуальному: сегодня есть два лагеря, которые требуют террора. Первый - это, разумеется, наши дорогие рунаты, знатная часть которых вот уже полгода орет с пеной у рта, что нужно "воевать по-настоящему". Это в их представлении значит массово уничтожать объекты украинской гражданской инфраструктуры, дабы лишить людей воды, тепла, продовольствия, электричества и т.д. и т.п. Та же лемеевская стратегия, которая по идее должна вести к "падению боевого духа" и желанию сдаться. Но на практике ведет к обратному: к озлоблению и желанию сражаться до последнего патрона. Таким же эффектом, вероятно, будет обладать и применение тактического ядерного оружия, которым грезят некоторые.

Но есть также и вторая разновидность призывов к террору - это призывы обложить Россию такими санкциями, что обычное население столкнется с нехваткой базовых благ, вроде лекарств и продуктов. По сути это же стратегия массового террора, только на минималках. Но расчет аналогичный - "падение боевого духа", в результате которого общество перестанет поддерживать государство. На самом деле никакой массовой поддержки у кремлевской авантюры нет уже сейчас, но если надо, чтобы она появилась, то санкционный террор против неограниченного круга людей - ровно то, что стоит делать.

В общем, удивительно, как, несмотря на исторические факты, идея террористической войны продолжает пользоваться популярностью. Стоит почаще напоминать обеим ее фракциям, что они по сути ничем не отличаются от Усамы бен Ладена.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены