Исследование Института социально-политических исследований РАН показало, что москвичи стали существенно более критично относиться к церкви. В целом число жителей столицы, доверяющих РПЦ, снизилось с 55% в 2015 году до 28% в 2021-м. Среди верующих доверие за этот период уменьшилось с 72 до 43%. Среди нерелигиозного населения - с 15 до 5%. Что произошло?

Во-первых, приход многих россиян в церковь в конце 1980-х – начале 1990-х годов был связан со стремлением найти опору в стремительно меняющемся, турбулентном, неуютном мире. Советские люди разочаровались в официальных ценностях и стали искать альтернативу – благо она была рядом, к тому же укоренена в истории и приход в церковь перестал быть связан даже с минимальными рисками. Современный россиянин – особенно молодой - больше рассчитывает на свои силы и если ищет поддержку, то в ближайшем окружении. Придет ли он в церковь со временем – большой вопрос.

Во-вторых, в обществе потребления, тем более в условиях экономической стагнации, религиозные потребности занимают относительно скромное место в "пирамиде Маслоу". Происходит своего рода "рационализация" отношения к церкви, воспринимаемой все меньше как сакральный институт, а все больше как своего рода сфера услуг. И россияне все чаще экономят даже на скромных религиозных потребностях вроде приобретения свеч (стараются купить подешевле), не говоря уже о крещении или венчании. На свадебных торжествах легче попробовать заплатить по минимуму за обряд, чем за стол в ресторане, где никак нельзя обидеть гостей.

В-третьих, ушел идеализированный образ церкви – когда некоторые неофиты крестились на священников и пытались говорить с ними славянизмами, подобно режиссеру Якину ("иже херувимы"). Церковь потеряла у значительной части общества образ "мученицы" и "гонимой", сформировавшийся в конце 1980-х годов по итогам советского периода истории. Мощный кредит доверия, полученный в те годы, сейчас практически исчерпан. Образу "морального авторитета" мешают публикации о "богатой церкви" - и хотя абсолютное большинство священников живут небогато (к тому же с учетом больших семей), но общественное мнение ориентируется на наиболее громкие примеры.

В-четвертых, деперсонализация церкви на низовом уровне. В 2016 году Свято-Тихоновский университет провел исследование среди жителей востока Москвы, пришедших святить куличи в Великую Субботу. Выяснилось, что 47% респондентов не знают священника, к которому могли бы обратиться за советом в трудной жизненной ситуации, а 54% никогда не обращались к священнику по жизненно важным вопросам. Лишь 30% назвали себя прихожанами данного храма. У персонализации есть свои проблемы (младостарчество, ориентация не на церковь, а на конкретного "батюшку"), но она теснее связывает людей с церковью.

В-пятых, конечно, есть и политический фактор – особенно с учетом того, что в Москве существенно шире оппозиционные настроения, чем в провинции. Церковь воспринимается как союзница государства, к тому же продвигающая и собственные интересы ("закон о кощунстве"). Дело "Пусси райот" тактически нанесло немалый ущерб оппозиции в 2012 году, но стратегически обернулось против церкви, оттолкнув от нее многих интеллигентов и молодых россиян.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены