Гоббс и Локк жили так давно, они смотрят на нас со своих портретов — застывшие, строгие, далекие. Зачем нам знать, что они такое придумали в своем XVII веке? А они, вообще-то, придумали то, без чего совершенно невозможно жить сегодня. Они открыли новые отношения между людьми и государством и сформулировали мысль о том, что государство — это не великая божественная сила, спустившаяся к нам с небес по божьей воле, а результат общественного договора. И что мы отдаем часть своих свобод государству не для того, чтобы нас метелили омоновцы на каждом углу, и не для того, чтобы за наши денежки воздвигались дворцы с золотыми унитазами. 

Мы отказываемся от части (ОТ ЧАСТИ!) своих прав и свобод, получая за это безопасность — реальную, а не мнимую, от вымышленных врагов, — и гарантии неприкосновенности личности и собственности.

В сегодняшней России от общественного договора не осталось и следа — жить в России небезопасно, и главная угроза — это вовсе не влияние Запада и не фантастические бандеровцы, а те самые силовые структуры, которые в теории должны нас защищать. Небезопасно выходить на улицу, небезопасно выражать свое мнение, даже простая встреча с полицейскими уже может сломать человеку жизнь.

Но сложилась такая ситуация не на пустом месте. Конечно, это дело рук Путина и его приспешников, но вообще-то, они воздвигали своего Левиафана, опираясь на давнюю традицию. И именно поэтому он оказался не Левиафаном Гоббса — защитником и справедливым повелителем, а Левиафаном Звягинцева — чудовищем, пожирающем людей.

Так ведь у нас издавна считалось, что людишки — это просто материал для все большего и большего укрепления государства. Что можно сгноить тысячи людей на строительстве новой столицы, заморить голодом миллионы ради создания колхозов и возведения заводов, отправить еще миллионы в ГУЛАГ, чтобы другие миллионы вздыхали и говорили: "Лес рубят, щепки летят". 

И это отношение — не только в тоталитарных масштабах. Оно повсюду — любой чиновничек считает себя богом, любая тетка, охраняющая вход неизвестно куда, мнит себя владычицей морскою. "Принесите справку, что вам нужна справка", "Вас много, а я одна" — все это проявления нашего небезопасного, мрачного, бесчеловечного государства. 

Именно поэтому неплохо вспомнить, до чего додумались Гоббс и Локк больше трех сотен лет назад, и осознать, что пока мы не вспомним, что государство существует для нас, а не мы для него, в России НИ-ЧЕ-ГО не изменится.

Вот об этом — и вообще о власти — очередной выпуск "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".

 

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены