11 июля между премьер-министром Армении Никол Пашинян и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом состоялся телефонный разговор. На первый взгляд, рутинная дипломатическая практика. Правда, есть в данном случае важная оговорка. Между Арменией и Турцией до сих пор нет дипломатических отношений. И поэтому всякая новая попытка диалога представителей Анкары и Еревана обречена на то, чтобы приковывать к себе внимание.

Два лидера поздравили друг друга. Пашинян выразил своему партнеру по переговорам добрые пожелания в связи с праздником Курбан-Байрам, а Эрдоган в свою очередь направил поздравления премьеру Армении по случаю наступающего дня Преображения Господня (Вардавара). Но какие важные выводы за рамками политико-дипломатической корректности можно сделать по итогам телефонного обсуждения?

 Очевидно, Пашинян и Эрдоган хотят не упустить переговорного темпа. За десять дней до их общения армянский и турецкий спецпредставители встретились в Вене и договорились об упрощенном порядке пересечения госграницы гражданами третьих стран. Симптоматично, что уже на следующий день после разговора Пашиняна и Эрдогана дипломатический источник из Анкары сообщил о предложении турецкой стороны провести встречу представителей Армении и Турции не в Вене и не в Москве, а в столице одного из двух государств-участниц процесса нормализации. Значит переговоры могут пройти либо в Анкаре, либо в Ереване. А это - демонстрация более высокого уровня доверия между сторонами переговоров.

Почему у Пашиняна и Эрдогана именно сейчас имеется интерес активизировать процесс нормализации? Президент Турции уже сегодня готовится к выборам 2023 года. У него серьезные конкуренты в лице мэров Анкары и Стамбула, а экономическая ситуация далека от идеальной. Критиков внутри много, и оппоненты президента связывают его проблемы, среди прочего, с необоснованными геополитическими амбициями. Продвинув вопрос о нормализации с Арменией, Эрдоган получит сильный козырь в свои руки.

У Пашиняна все сложнее. Внутри его страны есть противники нормализации отношений с Анкарой. Но провал недавних попыток организовать новую волну массовых антиправительственных протестов показывает: глава кабмина имеет шанс именно сейчас продвигунться на турецком и азербайджанском треках, ведь нормализация отношений с Анкарой объективно помогает решать и проблемы делимитации границ с другим соседом- прикаспийской республикой. Упусти Пашинян этот шанс сегодня, завтра ситуация может быть иной, более сложной для него.

Насколько решение ключевых для национальной безопасности двух стран проблем должно определяться внутренней повесткой? И до какой степени? Вопросы, которые однозначного ответа не имеют. И в любом случае много подводных камней остается. Однако стороны, похоже, хотят сделать какие-то более значимые шаги, чем просто признать необходимость улучшения двусторонних отношений. 
 

Сергей Маркедонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены