Религиозный терроризм нынче принято идентифицировать, прежде всего, с исламизмом. Изредка с христианством. Но только не с буддизмом, который принято считать наиболее "миролюбивой" религией (вопреки многим как историческим, так и актуальным фактам). Вот история дзен-буддийского проповедника Иноэ Ниссе, который в 30-ые годы в Японии сколотил небольшую банду фанатиков под названием Ketsumeidan. Ее члены собирались убить 20 представителей японской элиты - успели убить двоих (бывшего министра финансов и директора Митсуи, крупного концерна-дзайбацу) перед тем, как всех повязали и отправили под суд.
На суде было весело: Иноэ Ниссе толкал патриотические речи, рассказывая о том, как они собирались наставить Японию на путь истинный, пожертвовав собою и руководствуясь соображениями буддийского милосердия. На суде также выступил наставник Ниссе известный дзенский мастер Ямамото Гэмпо - он рассказал, что вообще буддизм не одобряет убийство любых живых существ, включая насекомых, однако если хорошим людям нужно убить плохих людей ради восстановления "гармонии общества", то это норм, Будда ничего против не имеет. Гармония в их понимании - это, если что, когда Япония доминирует и повелевает "низшими расами" или нечто вроде того.
Далее двух убийц приговорили к пожизненному заключению, остальным участникам банды дали сроки от трех до 15 лет. Однако уже спустя год 11 из них благополучно амнистировали, а самого Ниссе освободили в 40-ом году и сделали советником премьер-министра. Из судебных документов вымарали запись о том, что он вообще был осужден. После войны американцы пожурили бывшего террориста. но не тронули, хотя в общественной жизни он, разумеется, больше не участвовал. Ниссе умер от инсульта в 1967-ом.
Свидетельствовавший в его пользу мастер Гэмпо после 45-го стал главой крупнейшей дзенской секты Риндзай.
Таким образом, обоснование для насилия можно найти не только там, где "священная война" прописана прямым текстом, но в принципе в любой религии (или светской идеологии), пускай даже и самой "мирной". Также таким обоснованием может быть не только стремление "убивать врагов Господа", но и "самопожертвование" ради "милосердия и гармонии". С другой стороны можно предположить, что если бы не ужасная нищета и социальное неравенство, царившие в Японии начала 30-ых, то Ниссе с компанией продолжили бы бубнить мантры и разгадывать коаны, не помышляя ни о каком "самопожертвовании".
! Орфография и стилистика автора сохранены