В День российской печати приходится признать, что печатные СМИ, зажатые в тиски политических ограничений и не умеющие сочетать профессиональную миссию (просвещение, информация, развлечение) с успешным бизнесом, деградируют.
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения об отношении россиян к печатным СМИ, обнародованный в День российской печати, оказался весьма обнадеживающим для традиционных средств массовой информации, но не отражающим их объективного состояния.
Большинство россиян
При этом доля тех, кто считает СМИ разнообразными и интересными, среди молодых людей в возрасте 18—24 лет, по расхожему мнению, газет и журналов практически не читающих и
К таковым можно отнести взлет первого российского таблоида, скроенного по западным лекалам — газеты
Старые общенациональные бренды в последние годы либо откровенно деградировали, либо, мягко говоря, не прогрессировали. Впрочем, отсутствие прогресса с точки зрения бизнеса в печатных СМИ — общемировая тенденция.
Новые заметные печатные издания в России в последние годы, несмотря на куда большее финансовое благополучие страны, чем в 90-е, просто не появляются. При этом традиционные СМИ в нашей стране все более заметно начинают уступать интернет-изданиям и другим формам информации в сети по части объяснения происходящего и скорости распространения новостей. Это особенно заметно в крупных городах и среди наиболее активной части населения, поскольку она имеет доступ к интернету. К слову, в России пока еще относительно мало пользователей сети
Но гораздо более трудная проблема для газет и журналов, прежде всего тех, кто относится к сегменту так называемой качественной прессы, — идеологический кризис. Российская власть сделала все возможное, чтобы частным инвесторам было невыгодно — ни экономически, ни политически — финансировать респектабельные издания. В результате люди, не получающие информации на изуродованном пропагандой пространстве общенациональных телеканалов, вынуждены
То есть фактически поддерживаются государством в обмен на поддержку власти.
Беда в том, что реальное развитие традиционных СМИ
Традиционные СМИ в России оказались в противофазе с представлениями большинства россиян об относительно благополучной жизни. Периодом настоящего ренессанса российских традиционных СМИ стали, прежде всего, горбачевская перестройка и ельцинские 90-е, когда многие издания действительно превратились во властителей дум, имевших при этом и огромные тиражи. Однако, если бы ВЦИОМ спросил у россиян, нет ли связи между гласностью и распадом СССР или трудной жизнью в 90-х, есть веские основания полагать, что большинство россиян едва ли нашли бы добрые слова в адрес свободной прессы.
Между тем без свободных СМИ, в том числе традиционных, в современном мире невозможен гражданский контроль за властью. А бесконтрольная власть, в свою очередь, остается одной из главных причин исторических катаклизмов, постоянно обрушивающихся на Россию.
Статья опубликована на сайте Газета.Ru