Причина отставки российского правительства обозначилась очень рельефно. Его обещания удержать экономические параметры в норме оказались "дутыми". Инфляция значительно продвинулась за планируемые рубежи. По данным Федеральной службы государственной статистики в России в течение 2007 года важнейшие продовольственные товары подорожали в среднем на 17,1 процента, более чем на 7 процентов поднялись цены на хлеб. В ряде регионов, особенно северных и дальневосточных, стоимость белого возросла вдвое, и уже достигает 60 рублей. В Калининградской области масло растительное подорожало с 30 до 60 рублей за 1 литр, а сахар - с 15 до 18 рублей за килограмм. И так по всей России. При том все российские эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на продовольственные товары.

В эпоху глобализации национальные рынки однозначно подвержены влиянию мировых тенденций и изменений. Во всем мире цены на зерно достигли рекордно высоких отметок. По состоянию на сентябрь с начала 2007 года цены на зерно в ЕС выросли на 164,3 процента, в Германии – на 168,1, в США – на 154,4, в Азербайджане – на 158 процентов, в Украине – на 148, в Казахстане – на 153 процента, в Австралии – на 123,3 и в Узбекистане – на 117 процентов. Повышение цен на зерно влечет за собой повышение цен на мясо-молочные продукты. Сельхозпроизводители пытаются компенсировать увеличение расходов на закупку кормов. Например, только в сентябре говядина подорожала в России примерно на 8 процентов. До конца года отраслевые эксперты прогнозируют новое повышение цен на мясо и мясные изделия, за счет 30-процентного подорожания комбикормов.

Это неминуемая плата человечества за сумасшедший виток цен на нефть. То, что следовало ожидать, российскую власть застало врасплох. В России посевные площади под зерновые культуры еще сократились на 17 процентов. На повышение мировых продовольственных цен также сказался и рост доходов развивающихся стран. Плюс неблагоприятные погодные условия, политическая напряженность в мире, и на американских зерновых биржах возникла "паника". Вмиг улетучились мировые запасы зерна. Но пока мощная государственная система США не дает биржевой лихорадке перекинуться на потребительский рынок. Полностью беззащитной от конъюнктуры рынка оказалась только Россия, а вместе с ней и страны бывшего СССР.

Любое государство заботится о своей продовольственной безопасности. В Европе, США, Японии других государствах, выступающих за глобализацию рынков, тем не менее, существуют меры по поддержке отечественного производителя. Они осуществляются различными путями: компенсацией части расходов фермерам на приобретение сельхозтехники, удобрений; осуществлением государством льготных и безвозмездных работ по развитию инфраструктуры общего пользования в сельской местности (строительство дорог, оросительных систем, линий электропередач и тому подобное). Одна из наиболее распространенных форм – это получение фермерами разницы между установленными правительством минимальными закупочными ценами и фактической ценой, по которой фермер продает свою продукцию правительству. Так в стоимости сельхозпродукции Европейского Союза господдержка составляет 33 процента, в Норвегии – 68, в США – 35 процентов.

В западных странах политический рейтинг правящих элит зависит от того, насколько ей удается поддерживать высокое социальное обеспечение граждан. Не последнюю роль в этом играет экономическая политика государство, в частности, экспортно-импортное регулирование. Сначала для завоевания российского рынка Евросоюз ввел субсидии для производителей, импортирующих продукцию в нашу страну. И дешевая импортная продукция разорила отечественных производителей: скот вырезали, землю перестали обрабатывать. Теперь, когда Россия полностью зависима от импорта, составляющего до 60 процентов продуктового рынка, эти экспортные преференции были отменены. Более того, Евросоюз отказался и от квот на импорт российской пшеницы. И наше зерно "рекой" потекло за рубеж.

Нынешний экспорт российского зерна эксперты называют "необузданным", ежемесячно из страны вывозится 1,7-1,8 млн тонн зерна. Вместе с традиционными поставками в страны Закавказья, существенно расширился экспорт России в страны Ближнего и Среднего Востока, восточную часть Северной Африки (Турция, Ливан, Израиль, Иордания, Ливия, Тунис). Растет активность экспортеров в ЕС. Так Италия и Греция по итогам июля-августа вошли в пятерку крупнейших покупателей российской пшеницы. В связи с крупным неурожаем из-за засухи в ближайшее время можно ожидать поставок пшеницы в страны юго-восточной Европы, прежде всего в Румынию.

Российская власть абсолютно не владеет ситуацией ни в мире, ни в стране. Она отказалась от проведения какой-либо вменяемой политики в области "цен и доходов", которая бы отвечала национальным интересам и была нацелена на выполнение функции воспроизводства основных ресурсов: трудовых, природных, капитальных. Тогда как, управление финансами и другими средствами регулирования экономики, в том числе и контроль за ценами на основные виды продукции и услуг, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения, - это прерогатива государства. При том в ценообразовании большинства видов продукции должна быть строго регламентирована роль посредников.

Надо отдать должное правительству Фрадкову за благие намерения. План правительственных мероприятий, в частности, по обузданию инфляции содержал вполне разумные предложения, а именно: удержать рост цен естественных монополий и тарифов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), стимулировать рост предложения по продовольственным товарам, стимулировать увеличение сбережений населения, стимулировать производство, а также решить проблемы локальной монополизации продовольственных рынков. По нему фактически ничего не сделано. В таком состоянии государственный аппарат не способен решить все эти задачи. Его, прежде всего, необходимо очистить от коррупции. А для этого необходима сильная политическая воля.

Проблемы усугубляются тем, что "Газпром", являющийся мощнейшей естественной монополией, подчинил полностью государство своим интересам. Неудивительно, что в бюджете приоритет сельского хозяйства не просматривается. На поддержку села выделен всего 1 процент средств, вместо необходимых 10-15 процентов. Роль антимонопольных органов в обеспечение ценовой стабильности на продовольственных рынках мизерна. Они не контролируются государственными органами. Это "вотчина" посреднических и мафиозных структур. Теневой капитал на продовольственных рынках в некоторых городах и по некоторым товарным группам в России составляет от 35 до 60 процентов, тогда как в странах Западной Европы и США средний объем неофициального рынка составляет не более 10.

Рыночные игроки, воспользовавшись непростой политической обстановкой, полностью распоясались. Российское чиновничество пребывает в нерабочем состоянии. По этой причине российское правительство до сих пор не отреагировало на рост цен, угрожающий социальным взрывом. Ведь в расходах большинства россиян в основном преобладают продукты питания. Заявление, что Россия планирует в октябре-ноябре ввести ограничения на экспорт зерна, а также произвести интервенцию из нестратегических запасов, сделал лишь полномочный представитель президента России в Северо-западном федеральном округе Илья Клебанов, хотя это и не в его компетенции. Очень осторожно высказался на этот счет и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, будучи при этом не в столице.

И совершенно неизвестно какие меры собирается предпринять федеральный центр в качестве "ответа России" на рост мировых цен на зерно. С того момента, как Путин возглавил федеральный список "Единой России", никто из чиновников вообще не смеет шелохнуться. Путин лично отвечает за все. Посмотрим, сможет ли взрывная волна роста цен уничтожить и его недосягаемый авторитет?

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter