От перестановок в правительстве Москвы ждали чего-то душераздирающего. Думали, что Лужков уволит всех префектов, отправит в отставку несменяемого главу стройкомплекса Владимира Ресина и несколько других глав департаментов. А вместо них засунет в столичное правительство людей из одного известного города на северо-западе страны. Но этого не прошло – переназначения в мэрии оказались вполне сопоставимыми с предыдущими. Мэр даже с гордостью сообщил, что вопреки слухам никто его кадровыми решениями из Кремля не управлял. И вроде бы так оно и есть: старую команду Лужков сохранил, только немного взболтал и перемешал. Но это только на первый взгляд, так как ключевые фигуры в правительстве потеряли часть своих полномочий. А вместе с этим и часть влияния.

В понедельник было объявлено о назначении заместителем мэра по вопросам контроля за инвестициями главы Мосинвестконтроля Александра Рябинина. Он забрал почти всю экономическую составляющую столичного строительства, то есть функции, которые раньше делили глава стройкомплекса Владимир Ресин и руководитель комплекса экономполитики Юрий Росляк. Теперь без визы Рябинина не будет заключен ни один инвестконтракт, не будут выделены деньги из бюджета на муниципальное жилье. Вот он, основной рычаг давления на рынок жилья. Вопрос теперь в том, как и для чего этот рычаг будут использовать.

Рябинин – выдвиженец мэра. Еще к сентябрю 2006 года он был советником градоначальника, а потом круто пошел по аппаратной лестнице вверх. Рябинина назначили в специально под него созданный Мосинвестконтроль, который сразу отобрал существенную часть функций ресинского департамента инвестиционных программ строительства. По словам и чиновников, и участников строительного рынка, за работу Рябинин взялся, засучив рукава: он перелопатил огромное количество ранее заключенных инвестконтрактов на предмет их соблюдения застройщиками. И выяснил, что застройщики недодали городу десятки миллионов квадратных метров жилья. На рынке никто особо не скрывает, что схема эта весьма распространенная: есть, например, обязанность по контракту выделить городу в новостройке 30 процентов квартир. Договариваешься с нужными чиновниками и в реальности выделяешь 15 процентов.

Участники рынка замерли в ожидании: не совсем понятно, сколько и кому сейчас подносить. В отмену коррупционных схем мало кто верит, а потому особое рвение Рябинина часть инвесторов считают набиванием цены. Теперь Рябинин набрал такой вес, что дальше некуда. Если Росляк и Ресин потеряли часть своих полномочий, то еще две ключевые фигуры в команде мэра лишились работы: глава комплекса городского хозяйства Петр Аксенов и заместитель мэра по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе. Формальная причина – не самая удачная работа. Аксенов отвечал за жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт, но город не готов к реформе ЖКХ и стоит в бесконечной пробке. Орджоникидзе должен был строить гостиницы и привлекать туристов, но Москва занимает последние места в рейтингах самых привлекательных городов. И давно уже обещанных недорогих трехзвездочных гостиниц все никак не видно.

Но есть и другая версия: Лужков убрал из своей команды самых "подударных" людей. То есть тех, к кому можно прикопаться. В случае с Аксеновым это выглядит далеко не очевидно: в строительном комплексе размеры коррупции наверняка больше, а Ресин как сидел, так и сидит. Орджоникидзе наоборот – классическая подударная фигура, хотя бы по предмету своего ведения: он курировал гостиничный и игорный бизнес. Был замешан в ряде скандалов, а дважды чуть не погиб – пережил покушения в 2000 и 2002 году. Теперь вот выходит на заслуженный отдых. Возможно – в специально созданный на днях институт советников и наставников. Такое место, куда попадут руководители города пенсионного возраста. Они будут получать зарплату размером с оклад руководителя департамента столичного правительства и пенсию в придачу. А за это – наставлять молодых чиновников. Наверняка им найдется, что рассказать.

Алексей Стасевич

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter