Основной темой большинства информационных телепрограмм минувшей недели стала победа Сочи в соревновании за право принимать двадцать вторые зимние Олимпийские Игры. В ночь, когда решалась судьба столицы Белой Олимпиады, доля зрителей Первого канала, следивших за ходом голосования в Гватемале, составила 37,3 процента – факт небывалый для отечественного телевидения.

Смущало лишь то, что отрадная для России победа большинством комментаторов приписывалась исключительно одному человеку. Прямо об этом сказала Марианна Максимовская в программе "Неделя" (канал Рен-ТВ). Она выразила удивление "безудержным восхвалением президента Путина" и осторожно предположила, что, представляя в Гватемале нашу олимпийскую заявку, российский президент просто выполнял свои прямые рабочие обязанности. Поэтому чрезмерное славословие, по ее мнению, здесь неуместно.

Однако этот голос тут же затерялся в хоре, превозносящем заслуги российского лидера. Новоиспеченный орденоносец Алексей Пушков в "Постскриптуме" (канал ТВ-Центр) прямо заявил, что "именно приезд Путина в Гватемалу и его страстная речь сыграли решающую роль" в принятии Международным олимпийским комитетом такого важного для нас решения.

Для сомневающихся, вроде Марианны Максимовской, в программе был показан сюжет из московского клуба юных фанатов Владимира Путина. Симпатичные мальчики и девочки рассказывали, как они "балдеют" и "тащатся" от нашего президента. Студенты продемонстрировали оригинальные бейсболки и красивые маечки с надписями "Хочу Путина на третий срок!". В этих маечках и бейсболках они устроили масштабную акцию на Красной площади, во время которой сотни молодых людей выстроились в шеренги с биноклями и высматривали в кремлевских окнах своего кумира. Милиция, естественно, не предпринимала ни малейших попыток "пресечь" это странное действо на режимном объекте. Особо умилил рассказ студентов о том, что их движение никем не финансируется и существует исключительно на личные средства участников. То есть, аренда помещения, Интернет, пресловутые маечки и бейсболки, листовки, брошюры и многое другое, оказывается, оплачены из студенческих стипендий. Не знаю, много ли найдется среди зрителей простаков, готовых поверить в эту туфту. Сюжет был явно рассчитан именно на них.

Другой главной темой программ федеральных каналов стала возможность лидерства России во всем мире. Максим Шевченко так и спросил гостей своего ток-шоу "Судите сами" (Первый канал) – должна ли Россия стать лидером борьбы за справедливое мироустройство?

Мнения разделились. Нашлись те, кто сомневался в правомерности такой постановки вопроса. Писательница Мария Арбатова призналась, что боится самого понятия "богоизбранный народ". Адвокат Михаил Барщевский был конкретнее. Он сказал, что, когда нация объявляет себя сакральной, дело заканчивается большой кровью. По мнению Михаила Барщевского, российским руководителям надо думать сейчас не о ведущей роли страны в мире, а о своем народе.

Однако эти слова были решительно отвергнуты дружной командой "патриотов", которую, как, впрочем, и всегда, возглавлял сам ведущий программы. Максим Шевченко сурово спросил Арбатову, почему она боится понятия "богоизбранности", и попенял Барщевскому за то, что тот не хочет думать о ведущей роли России в мире. Надо полагать, сам Шевченко искренне считал себя "богоизбранным", а роль России, по его представлениям, должна сводиться к пресловутому образу "всемирного жандарма".

"Либералы" попытались поспорить. Тот же Михаил Барщевский заметил, что его больше волнует положение российских врачей и учителей, чем отношения США и Венесуэлы. Но понимания он не нашел. Михаила Леонтьева такая постановка вопроса просто возмутила. Скандального телеведущего больше беспокоили отношения США и Венесуэлы. По убеждению "патриотов", Россия должна быть мировым лидером, или же ее не будет вовсе. Эту же мысль в финале программы высказал и отбросивший уже всякие маски Максим Шевченко. Мол, отказавшись от "русской национальной идеи", Россия перестанет быть Россией. А поскольку в профессиональной среде хорошо известно, что роль Шевченко сводится к "озвучке" проектов Кремля, стало понятно, какой проект стоит на повестке дня за красными зубчатыми стенами.

К сожалению, достойной критики подобных проектов на государственном телевидении сегодня услышать и увидеть невозможно. Равно как и получить доступ к "другим новостям", которые рассказывали о чем-нибудь еще, кроме роли президента в истории нашей страны. Прошедшую в субботу и воскресенье конференцию "Другой России" официальные каналы по традиции проигнорировали. Даже Марианна Максимовская в своей "Неделе" сказала о ней как бы вскользь. Видимо, программа версталась в тот момент, когда конференция еще только начиналась.

Зато при малейшем упоминании об оппозиции обозреватели федеральных каналов тут же с нескрываемой радостью начинали взахлеб вещать о "расколе" и "неспособности демократов выдвинуть единого кандидата". Точный и аргументированный ответ этим измышлениям дали сами лидеры "Другой России" Гарри Каспаров и Эдуард Лимонов в авторской программе Евгении Альбац на радио "Эхо Москвы" вечером в воскресенье. К сожалению, приходится признать, что аудитория даже этой популярной радиостанции значительно ниже аудитории телеканалов, расположенных на трех "первых кнопках". Большая часть россиян, особенно на селе, все-таки отдают предпочтение не "Эху Москвы", а программе "Время" на Первом канале. Кстати, ведущий этой программы Петр Толстой вообще обошел тему оппозиции молчанием – от греха подальше.

Отвечая на прямой вопрос об информационной блокаде, наши чиновники откровенно показывают, что их цинизм в отношении собственного народа не имеет границ. В полуночном воскресном выпуске программы Нателлы Болтянской "Выхода нет" (на том же радио "Эхо Москвы") выступал бывший руководитель управления ФСБ по Москве и Московской области Евгения Савостьянов. Он заявил, что россияне смотрят только то, что хотят смотреть сами. Дескать, если приличный рейтинг имеет программа "Время", то это значит, что она устраивает большинство населения. На замечание ведущей о недоступности других каналов чекист ответил, что сегодня любой сельский житель в самой отдаленной глубинке имеет возможность выйти в сеть Интернет и смотреть по компьютеру новости BBC. Если селяне этого не делают, значит, по убеждению Савостьянова, им эти новости неинтересны.

Кажется, еще Мария Антуанетта в ответ на требования хлеба, предложила народу есть пирожные. Кончила она плохо.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter