Вообще, вся история с размещением элементов этих систем в Польше и Чехии изначально являлась с обеих сторон грандиозным пропагандистским ходом. Об этом еще месяц назад сказал в интервью газете ВПК генеральный директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. Надо полагать, что господин Соломонов отдает отчет своим словам. Хотя бы потому, что именно вверенный ему институт занимается "доведением до ума" многострадальной ракеты "Булава". Тем не менее, сам создатель "ядерного щита державы" уверенно заявил газетчикам, что размещение элементов американской ПРО в Восточной Европе не создает ни малейшей угрозы для России.
По утверждению Соломонова, аналогичные комплексы в Англии и Норвегии давно и успешно выполняют подобные задачи. Поэтому демонстративная шумиха вокруг радара в Чехии и десятка ракет в Польше должна была всего лишь позлить восточного соседа. В свою очередь, истеричная ответная реакция России была связана, как предполагает Соломонов, со стремлением определенных кругов скрыть провал принятой в 2001 году программы стратегического военного планирования. Ученый и конструктор убежден, что программа провалилась в результате повального нецелевого и неэффективного использования выделенных на нее средств. Соломонов считает, что следующую программу в 2011 году ждет та же участь. Кстати, месяц назад официальные лица из российской оборонки предпочли не заметить скандального выступления Соломонова.
Мнение Юрия Соломонова на днях косвенно подтвердил начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Юрий Балуевский. Он сказал, что, несмотря на намерения США по размещению систем ПРО в Европе, никаких изменений в планы оснащения Вооруженных сил российская сторона до 2010 года вносить не собирается. Спорные вопросы Балуевский предложил решать за столом переговоров с использованием дискуссионной площадки ОБСЕ. Понятно, что в случае наличия реальной угрозы, кадровый военный рассуждал бы совершенно по-другому.
Из одного этого понятно, что такой угрозы нет и сама проблема, по большому счету, не стоит выеденного яйца. Но признать этот факт на официальном уровне, конечно же, невозможно. Поэтому отечественным СМИ приходится изыскивать разнообразные поводы для поддержания на должном уровне градуса мнимого противостояния. Такой повод удачно подвернулся на днях. Профильный комитет Конгресса США высказал сомнение в необходимости выделения на размещение систем ПРО средств в той сумме, что запросила администрация. Это дало основание бойким "акулам пера" сделать вывод, что конгрессмены отвергли инициативу Пентагона в целом.
Однако это, мягко говоря, не совсем так. Россиянам "забыли" сказать, что решение комитета носит "совещательный" характер. Для окончательного утверждения оно должно быть одобрено обеими палатами американского парламента, а также президентом. Понятно, что такое развитие событий весьма проблематично. Поэтому, кстати, зарубежные СМИ не обратили на рядовое и рабочее решение комитета Конгресса ни малейшего внимания. Но главное не в этом. Важно, что законодатели одобрили все остальные пункты предложенной на утверждение "сметы" и даже выделили на проектно-изыскательские работы дополнительные средства. Причем, 2,3 миллиарда долларов из этой суммы пойдут как раз на производство тех самых десяти ракет, что предназначены для размещения именно в Польше.
Это означает только одно. То, что Конгресс, в основном, одобрил планы по размещению элементов систем ПРО в Восточной Европе. Решение профильного комитета лишь рекомендует администрации уточнить процедуру согласования и провести дополнительные переговоры с союзниками, чтобы избежать возможных недоразумений. Не более... Утверждение обратного, по мнению компетентных российских специалистов, свидетельствует о непрофессионализме и наивности.
Одним из таких специалистов оказался вице-президент Академии геополитических проблем, генерал Леонид Ивашов. Его трудно заподозрить в отсутствии патриотизма. Однако Ивашов в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что принятое решение никак не скажется на эффективности американской системы противоздушной обороны. Генерал добавил, что для развертывания подобных систем с аналогичными техническими характеристиками у России просто нет денег. Наш ответ, если в таковом действительно есть необходимость, должен лежать исключительно в интеллектуальной сфере.
Таким образом, в данном конфликтном вопросе мы вернулись к исходной точке. Нам вновь предстоит убеждать партнеров, что опасения за безопасность страны не возникли на пустом месте и имеют под собой веские основания. Дальнейшее развитие событий зависит от весомости аргументов российской стороны во время переговоров и консультаций. До сих пор европейцы и американцы наши аргументы таковыми не считали. Признаемся честно - для этого у них были все основания.
Вы можете оставить свои комментарии здесь