Можно только догадываться, почему трагедия, случившаяся с рядовым Андреем Сычевым в Челябинском танковом училище, стала таким шоком для российского общества. Ни для кого ведь не секрет, что подобные истории, когда в результате армейской дедовщины российские мальчишки гибнут или превращаются в калек, происходят практически каждый день. Вот сообщения, поступившие только за 1-2 февраля. Четверо избитых солдат находятся в госпитале в Екатеринбурге, в Челябинске рядовой сошел с ума в результате издевательств, во Владимире военнослужащий находится в реанимации, в Воронеже "дед" зарезал молодого солдата. Издевательства старших над младшими – не исключение, а дикая варварская норма. Только таким образом в российских вооруженных силах могут поддерживать то, что в них именуют дисциплиной.
Но за исключением нескольких правозащитных организаций да родственников пострадавших никому не было дела до этих ежедневных трагедий, которые и трагедиями-то перестали считаться. Военное ведомство сравнительно недавно даже стало размещать на своем сайте данные о так называемых "небоевых" потерях российской армии. Не боясь ничьего гнева, Министерство обороны сообщает, что ежегодно в результате "преступлений и происшествий" в армии гибнет свыше тысячи человек.
Наверное, история Андрея Сычева стала таким шоком для всей страны потому, что мерзость происходящего в Вооруженных силах проявилась в каком-то запредельно концентрированном виде. Ведь дело не только в том, что несколько часов кряду над ним издевались сослуживцы. Все это происходило при попустительстве офицеров. А потом военные медики несколько суток не оказывали парню помощи. Когда же история выплыла наружу, военное начальство принялось выгораживать себя и чудовищно лгать. Начальник училища утверждал, что гангрена у Сычева началась в результате "рожистого воспаления", а его подчиненные доказывали, что солдат сам себя покалечил, чтобы откосить от службы.
И вот перед страной встает вопрос, что с этой армией делать. У кремлевских начальников ответ уже заготовлен. Президент озвучил его на своей пресс-конференции. Во-первых, оказывается, виновато все общество и особенно средства массовой информации, которые только и делают, что пропагандируют насилие. А во-вторых, министр обороны в скором времени представит главе государства список мер по усилению дисциплины, который включит в себя создание военной полиции. Неясно, правда, каким образом будут бороться с дедовщиной в самих подразделениях этой полиции и что помешает обычным армейским "дедам" договориться с "дедами" полицейскими.
Совершенно очевидно, что власть делает вид, будто изменить ситуацию в армии можно изданием очередных грозных приказов с требованием "усилить" и "углубить". А на самом деле решительно не желает отказываться от советской модели Вооруженных сил, которая не может функционировать в современных условиях. Мало того, в Думу уже направлены поправки в законы, принятие которых позволит загонять в казармы еще больше людей. Минобороны ликвидирует военные кафедры, чтобы брать в армию рядовыми выпускников большинства российских вузов. Предполагается отменить и большую часть отсрочек от призыва.
Армия, причем как раз та, которая существует теперь, для нынешних российских начальников – это не инструмент обеспечения безопасности государства. Это институт отрицательной социализации. Именно там молодой человек окончательно уясняет, что никаких прав у него нет. Что он в вечном долгу перед государством, которое не несет ни за что ответственности. Что единственная обязанность гражданина – тупо выполнять спущенные сверху приказы под страхом наказания. Что унижение – естественный элемент взаимоотношений в любом коллективе.
В этих условиях только общество способно остановить армейский беспредел. 28 января несколько сотен москвичей уже пришли к Министерству обороны, чтобы выразить свой протест. Но чтобы власть услышала этот протест, он должен быть массовым. 23 февраля, официальный День защитника отечества, должен стать Днем защиты от армии. Необходимо начать кампанию разъяснения призывникам и военнослужащим их прав. Депутаты Госдумы должны осознать, что одобрение минообороновских поправок может обернуться проблемами для их партий на выборах. Если государство не желает защитить наших детей, сделать это должны мы сами.
Опубликовано также в газете "Объединенный гражданский фронт"