Правительство Российской Федерации с 1992 года и до наших дней развивается по законам живого организма. Скажем, количество вице-премьеров в любом составе правительства неуклонно растет, пока не завершается цикл, и очередная реформа не секвестрирует хирургическим путем число постов заместителей премьера. А потом все повторяется вновь. В прошлом году такому циклическому развитию был, казалось бы, положен предел. Прирост поголовья вице-премьеров административной реформой не предусматривался. А они, надо же, опять размножились. В очередной раз подтвердив, что пытаться изменить природу – бесполезно. Природу бюрократии, в том числе.

Перестановки на верхних этажах отечественной власти застали элиту врасплох. Впрочем, уже к концу рабочего дня все, кто считают себя видными российскими политиками, выдали журналистам скороспелые комментарии. Увы, начисто лишенные как глубины, так и разнообразия.

Почти все политики-комментаторы, а затем и многие утренние газеты, поспешили признать в Дмитрии Медведеве преемника президента. Наиболее дальновидные заявили, что преемников за один день возникло целых два: по числу вновь назначенных вице-премьеров. Удивительно, что в тот же список не внесли и Собянина: как говорят бывалые офицеры, раньше других назвать подполковника полковником – не зазорно, а порой даже приветствуется.

Наиболее трезвомыслящим на этом фоне оказался, как ни странно, Владимир Жириновский. Он уверен, что ни Иванову, ни Медведеву статус преемника не светит, потому они и выведены на политическую авансцену уже сейчас. С этим трудно не согласиться. Действующая власть не давала оснований усомниться в ее верности выбранному стилю "чертиков из табакерки": чем выше и принципиальнее должность, тем неожиданнее появляется фигура, предназначенная ее занять. Это оберегает претендента от дворцовых интриг, от политических противников, от все еще существующего общественного мнения, да и ему самому не позволяет зазнаваться и своевольничать раньше времени. Следуя этой логике, не стоит ожидать даже намека на кандидатуру преемника осенью 2005-го. Если только смена руководителя страны не намечена на весну 2006-го. И если вообще эта смена планируется.

"Эти перестановки не свидетельствуют о переменах, а, наоборот, - о сохранении курса: курса на авторитарное управление в политике и ползучую национализацию в экономике. Этот курс бесперспективен", - передала журналистам мнение Григория Явлинского его пресс-секретарь Евгения Диллендорф. Увы, лидер "Яблока" как раз явно погорячился. Нынешние перестановки не свидетельствуют ни о чем! Предпосылки и основания, смысл и замысел – имеют. А свидетельствовать – не свидетельствуют.

Причины заявленных президентом кадровых изменений, вероятно, весьма веские, известны лишь узкому кругу людей. Все остальные делают заведомо необоснованные выводы. Борьба "питерских" с "конторскими", "сечинских" с "сурковскими", "нефтяников" с "силовиками" – всего лишь виртуальная игра в системе координат, созданной политологами. Обидно расставаться с иллюзией собственной прозорливости, и все-таки нужно признать: нынешняя власть абсолютно непрозрачна, механизмы обратной связи с обществом не выработаны, внятно разъяснять мотивы принятия тех или иных решений никто не собирается. Такая уж политическая культура сложилась.

Если собрать полтора-два десятка версий, кто-то, наверное, попадет в точку. Случайно.

Предложим, например, еще один сценарий. Плюралистический: россиянам предлагают целую сборную преемников из вице-премьеров, и каждый волен выбирать, какого захочет. За Жукова (его пока никто не увольнял) – демократы и либералы, за Иванова – славянофилы и державники, за Медведева – сторонники сохранения статус-кво. За кем большинство – тот пусть и принимает бразды правления. И "торжество демократии" налицо, и случайным людям власть не достанется. А что? Версия не лучше и не хуже других. Столь же правдоподобная.

Георгий Чижов, Институт региональных проблем

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter