Силовики занимаются политическим просвещением граждан, разоблачая механизмы электоральных манипуляций. Причем не в первый раз. Предыдущие разоблачения были связаны с расследованием в Коми, когда силовики, сокрушая правившую республикой команду Вячеслава Гайзера, затронули и тему выборов – от переписанных протоколов до дополнительных выплат избиркомовцам за лояльность. В принципе, в этом не было ничего нового, но крайне необычно было слышать такие показания в суде, причем со стороны свидетелей обвинения, а не истцов-оппозиционеров.

Теперь же следствие предъявило обвинение в фальсификации итогов голосования на губернаторских выборах в сентябре 2020 года бывшему председателю участковой избирательной комиссии (УИК) Пензенской области. На этих выборах с почти 80%-ным результатом победил задержанный вчера Иван Белозерцев. По данным же следствия, председатель участковой избирательной комиссии собственноручно внесла в 1324 неиспользованных избирательных бюллетеня заведомо ложные сведения, проставив отметку о голосовании за одного из кандидатов на выборах (вряд ли приходится сомневаться, за какого именно), и поместила их в стационарный ящик для голосования. При этом председатель УИК знала, что в выборах в действительности приняли участие всего 204 человека, утверждает следствие.

Впрочем, так как сенсационными сообщения о таких манипуляциях назвать трудно, то и эффект от них будет не очень большим. К тому же речь идет об уголовном деле в российской глубинке, а не о сюжете, показанном в Интернете, где в урну для голосования заталкивается пачка бюллетеней. Визуальный сюжет нагляден и именно поэтому вызывает сильной протест (как это было в 2011 году), описание же истории массового вброса является не столь ярким событием. Но, в любом случае, аргументов у критиков российских электоральных процессов становится больше.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены