Существует множество различных толкований теории общественного договора, много критических замечаний в адрес этой теории, вплоть до полного ее отрицания. Однако факт остается фактом, власть остается легитимной лишь до тех пор, пока признается властью. Всегда есть некий набор условий (договоренностей), которые нарушать нельзя. Иногда общество, или самая активная часть общества, вносит поправки в свой договор с властью. Будьте уверены, если эти поправки необходимы, то они будут приняты. Касаются они пенсионной реформы или правильного порядка применения насилия в отношении людей с другим цветом кожи, если это действительно необходимо, государство подстроится под новую реальность или развалится. Другого не дано.

Тонкое чутье тирана всегда сообщает ему, что общественный запрос изменился. Внести поправки в договор общества с властью невозможно, это, по сути, неписаный договор. Но можно придумать множество написанных правил и инструкций и попытаться обезопаситься ими от требований времени. Чем важнее документ, которым тиран подменяет условия общественного договора, тем хуже его ситуация. Совсем плохо, когда узурпатор хватается за конституцию, тут, значит, у тирана дело — швах.

В Основном законе можно рассказать о теплых булочках, доброй бабушке, роли несуществующей державы в войне, закончившейся 75 лет назад, или о праве избираться еще раз после 26 лет правления. Но в общественный договор всего этого не впишешь.

Судя по всему, белорусское общество на наших глазах заключает новый неписаный договор с властью, и основными положениями в нем будут запрет на насилие в отношении несогласных и запрет на узурпацию власти, фальсификацию выборов и требование о соблюдении прав человека. Основные требования пресловутой западной и совсем несуверенной демократии.

А что имеем мы? В отличие от Беларуси, в нашей стране требования к власти разнятся по мере удаления от столицы в любую из сторон света. Договор, который могло бы заключить со своей властью общество в Чечне, совсем не похож на тот, который мог бы быть принят в Хабаровске. Просто потому, что это два ментально разных общества. Да, в США тоже есть разные люди и разные штаты и разные традиционные уклады, но для всех есть одна конституция без уклона в шариат или АУЕ. В России пока нет единого понимания условий, которые мы выдвигаем власти. Это не значит, что время позволит России существовать и дальше в том виде, в котором она существует. Если бы сегодня на дне Лох-Несского озера жил динозавр, он бы умер, потому что его время прошло. Если мы не консолидируемся вокруг современных и своевременных требований к власти, то завтра это будем уже не мы. То есть не Российская Федерация в том виде, какой мы ее знаем сегодня.

Редакция Каспаров.Ru

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter