Объявив крестовый поход против хамства чиновников, президент замахнулся на устои сложившейся системы.

Хамство облаченных властью бюрократов на протяжении последних десятилетий стало одной из основных привилегий элиты, маркером административных возможностей хамящего, показателем его уровня и позиций в вертикали.

Конечно, чванство, грубость и пренебрежительное отношение к черни были свойственны и партийной номенклатуре в СССР, но в той системе работали некоторые эффективные ограничители для таких проявлений – к примеру, комитеты партийного контроля. Нынешний разгул хамства восходит скорее к временам крепостничества, когда презрительное и жестокое обращение с глубинным народом были почти легальным инструментом управления.

Усугубляющееся ныне расслоение и раскол общества, беспредельность закона для всех и его отсутствие для элитных групп возвели хамство нового класса крепостников и опричников в абсолют.

Два десятка лет эта проблема, как и вопрос с нарастающей бедностью россиян, или не замечалась, или всплывала периодически без всяких для себя последствий. Но вот в формате-2020 хамство верхов и нищета с бесправием низов вдруг высочайшими указами объявлены злом, с которым предстоит бороться.

Если подходить к этой борьбе всерьез и с размахом, то одних указов и показательных порок отдельных чиновников явно недостаточно. Но

напрашивающаяся реформа менталитета как сословия хамящих, так и класса терпящих, невозможна без демонтажа конструкции и выстраивания гражданского общества с политической и административной системами с чистого листа и с новыми лицами.

Навряд ли январская Перестройка пусть даже с углубленными изменениями в Конституции преследует столь радикальные цели. Это значит, что речь пойдет об очередной косметической операции, которая сейчас крайне нужна для маскировки наиболее приметных изъянов власти и попытки очередного диалога с глубинным народом, которому предстоит правильно проголосовать за инициативы сверху.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены