24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял постановление о провозглашении независимости Украины. Это стало следствием августовского путча в Москве. Таким образом, Украина стала восьмой союзной республикой, заявившей о своей независимости (либо о восстановлении независимости) и (или) о выходе из состава СССР.

Первыми были:

Литва - 11 марта 1990 года;
Латвия - 4 мая 1990 года;
Эстония - 8 мая 1990 года;
Россия - 12 июня 1990 года;
Беларусь - 27 июля 1990 года;
Армения - 23 августа 1990 года;
Грузия - 9 апреля 1991 года.

После Украины из состава СССР вышли:

Молдова - 27 августа 1991 года;
Азербайджан - 30 августа 1991 года;
Узбекистан - 31 августа 1991 года;
Киргизия - 31 августа 1991 года;
Таджикистан - 9 сентября 1991 года;
Туркмения - 27 октября 1991 года;
Казахстан - 16 декабря 1991 года.


В эти же августовские дни 1939 года был подписан еще один документ, который напрямую связан с распадом СССР. Вот, что вспоминает об этом бывшим Председатель Верховного Совета (Сейма) Литвы Витаутас Ландсбергис:

"Мы, прибалты, особенно ощущали на себе последствия этого пакта. Вследствие него мы путем предательства и насилия попали в Советский Союз. Когда Горбачев пропагандировал "новое мышление", была сформирована комиссия, куда также входил я и которая изучала все имеющиеся документы.

Выяснилось, что Горбачев и его люди хотели нас усмирить и пошли нам навстречу только в некоторых моментах - но не в отношении нашего статуса аннексированных стран. Они не хотели рисковать потерей территории. Империя должна была сохраниться, и преступления Сталина тем самым были бы "зацементированы".

Горбачев и его окружение мыслили прагматично: если советское руководство признает, что балтийские страны насильно вступили в Советский Союз, это рано или поздно приведет к их выходу из него. Что вызовет эффект домино. Так потом и произошло, они не ошиблись.

Первая попытка осудить пакт Молотова-Риббентропа оказалась неудачной. Горбачев считал, что без оригиналов нельзя принимать никаких решений. При этом, как выяснилось позднее, он отлично знал, где находятся оригиналы, он и его команда лгали нам в лицо.

В последний момент руководство пошло на уступки и дало выступить кремлевскому архивисту. Тот подтвердил, что оригиналы действительно есть, но после войны они были удалены из архива. Это было прорывом: преступную сделку Сталина и Гитлера больше нельзя было отрицать.

Год спустя промосковские силы при поддержке армии и спецслужб устроили путч в Литве и попытались восстановить старый советский порядок. 13 января 1991 года стал кровавым воскресеньем для Вильнюса: были убиты 14 мирных жителей, свыше тысячи пострадали.

Горбачев точно был в курсе. Я позвонил ему еще ночью после штурма бронетехникой телевизионного центра в Вильнюсе. Сказали, что он спит и его не хотели будить. Я попросил сообщить ему, что его люди убивают мирных жителей. И что их кровь будет на его совести.

Обвинение в том, что мы хотели осудить Россию, неверно. Советский Союз должен был ответить на то, какое отношение он имеет к преступлениям Сталина: является ли Россия сама жертвой сталинизма или хочет извлечь выгоду из его злодеяний. Мы хотели, чтобы в Москве нашли выход из этой бездны".


Вопрос, который поставил Ландсбергис, актуален до сих пор. Все страны из этого списка, которые пытались построить демократию, стали объектом гибридной агрессии Кремля. Когда в очередной раз откроются архивы, россияне должны будут решить, по какую сторону имперской бездны они останутся.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены