Сегодняшняя "Медитация" будет носить характер городской экскурсии. Мы с вами попытаемся ответить на вопрос: "Как выйдя с проспекта Сахарова не попасть на площадь Тяньаньмэнь?".

Я Игорь Яковенко и это 54-й выпуск программы "Медитация". Разговор пойдет, естественно о том, что произошло вчера на митинге и после него. Сначала о настроениях людей, пришедших на митинг, поскольку люди, далекие от того что происходит сейчас в Москве и в России почему-то думают, что 60 тысяч граждан собрались исключительно ради того, чтобы несколько человек поучаствовали в фейковых выборах в довольно бессмысленный орган под названием Мосгордума. Я вел трансляцию с митинга, в ходе которой брал интервью у нескольких десятков человек и могу с уверенностью сказать, что это не мнение не имеет ничего общего с реальностью. Это был несомненно антипутинский митинг. Не антисобянинский, не антигорбуновский, а именно антипутинский. Это был митинг против путинского режима, его лжи и воровства, против войн, которые этот режим ведет и против насилия, на котором он держится. Давайте посмотрим одно из таких интервью

ВИДЕО

Несколько слов о митинге и его организации. Настроения части выступающих были более радикальными, чем настроения организаторов, а настроения значительной части участников были более радикальными, чем настроения выступающих. Так часто бывает на санкционированных митингах, когда сцена отстает от площади.

Что важно.

Попытка снять поколенческий разрыв

Люди моего поколения невольно сравнивают сегодняшний протест с тем, который снес Советский Союз. Я в курсе, что это другая эпоха, но сравнение позволяет понять некоторые вещи дня сегодняшнего. Тогда у страны было единое информационное пространство, включающее телевизор, газеты и журналы. Да-да, газеты и журналы. Тираж АиФ за 1990 год был абсолютным мировым рекордом – 33 141 100 экз. У "Огонька", "Нового мира" были миллионные тиражи, а за "Московскими новостями" народ стоял в очередях. По телевизору вся страна смотрела съезд народных депутатов как в 90-е "Санта Барбару".  В итоге Сахаров, Афанасьев, Старовойтова, Ельцин, Попов были кумирами всех людей, которых достала власть КПСС и которые были настроены на перемены.

Сегодня есть ТВ и есть Интернет. ТВ производит ненависть, а Интернет производит разных кумиров. В итоге на митинге 10 августа произошло то, чего в принципе не могло быть на митингах предыдущей эпохи, когда один из ведущих митинга Илья Азар представляя выступающего рэпера Фэйса (Ивана Дрёмина) сказал, что ничего не слышал о нем и никогда не слышал его песен, на что Фэйс тут же сообщил, что понятия не имеет кто тот человек, который его представил. Для кого-то на митинге был кумиром Леонид Парфенов, а кто –то из молодежи не мог сообразить, кто это такой. И наоборот, кто-то очень оживился от участия Фэйса и группы "Кровосток". У каждой субкультуры свой кумир и каждая субкультура разделена непроницаемыми перегородками. На мой взгляд, вот это "сращивание" поколенческого разрыва благодаря поддержке протеста самых разных людей, включая политиков "старой волны", "новой волны", новейшей волны и селебрити таких как Оксимирон, Дудь, Парфенов, Кафельников и т.д. – это первая, возможно не очень удачная, но в правильном направлении попытка расширить протестный круг.

Отрезание "головы" протеста произвело амбивалентный эффект

Накануне московских протестов были задержаны все лидеры: Навальный, Гудков, Соболь, Яшин, Янкаускас и пр. С одной стороны протест показал, что он может существовать и без головы. И это хорошо. Появилась возможность выдвижения новых лидеров. С другой стороны организация этого митинга была вполне на "единицу", если говорить о технической и содержательной стороне. То, что 60 тысяч человек пришли на митинг, на котором ничего не было слышно, это уже не технический вопрос, а политическая проблема. То, что не было экранов которые позволили бы увидеть происходящее – в ту же строку. Насколько стало понятно из объяснений организаторов – это прямо связано с дефицитом финансов, что в свою очередь может быть связано с арестами счетов Навального и ФБК. В любом случае протест, который жестко завязан на фигуру одного человека – Алексея Навального – это очень уязвимая история, вне зависимости как кто-то из нас относится к этому человеку. Поэтому структурирование протеста, повышение его автономии от личностей – это вопрос его выживания.

Задержание одного из участников митинга – финальная точка

Отвращение к участию в митинге в загоне возникло в самом начале. Справедливость этого отвращения подтверждали требования властей запретить участие артистов и музыкантов. То есть, власти тут же сели протестному митингу на голову. Абсурдность такого требования очевидна. И участники митинга это неплохо подчеркнули, ответно поглумились над властью, когда писательница Улицкая прочитала стихи, а Леонид Парфенов исполнил рэп. То есть они продемонстрировали абсурдность запрета на выступление на политическом митинге артистов, выступив с артистическими номерами. Ну, и когда несмотря на запрет все приглашенные музыканты выступили. Хотя как только на сцену вышел рэпер Фэйс за сценой стали выстраиваться в боевые шеренги Росгвардейцы и совершать какие-то устрашающие маневры.

Ну, а когда в самом конце митинга задержали одного из выступающих, начальника штаба недопущенного к выборам депутата, то чтение резолюции и голосование с перечнем грозных требований к власти, в том числе отпустить задержанных, стало выглядеть какой-то игрой. То есть, мы стоим, нас 60 тысяч и мы принимаем декларацию с требованием отпустить ранее задержанных людей. И в этот самый момент силовики задерживают одного из выступающих. А ведущие продолжают читать декларацию.

Во главе протеста должны быть очень известные, очень выдержанные, очень мужественные и решительные люди. Которые пользуются авторитетом в том числе и у власти и среди полиции. Полагаю, что такой человек мог бы в этом случае обратиться со сцены к руководству полиции, которая задержала выступающего на митинге с требованием отпустить его, в противном случае призвать участников митинга не расходиться. А представителя полиции пригласить на сцену для объяснений. В любом случае это должен был быть поступок, а не покорное и ритуальное зачитывание резолюции, которая стала после задержания выступающего пустой бумажкой.

Участники противостояния: "герои минувших дней"

Михаил Ходорковский очень доволен, что "герои минувших дней" уступили сцену молодежи. С Михаилом Борисовичем можно согласиться. Но частично. Во-первых, герои дней сегодняшних пока еще ничем не доказали своей состоятельности. Во вторых, новые герои мало чего значат для людей постарше, а их участие в протесте пока еще имеет значение. Может и стоило бы устроить выступление на митинге, например, дистанционно Гарри Каспарова, или того же МБХ, или пригласить Николая Травкина, или вместо Сергея Митрохина попросить выступить Григория Явлинского…

Участники противостояния: "кумиры дней сегодняшних"

Самый трудный для меня вопрос в осмыслении сегодняшней ситуации. Это вопрос, как сказать честно то, что я думаю и не повредить хорошему делу. Как быть, если к тем людям, которые сегодня являются лидерами протеста, относишься крайне скептически, и причины этого скепсиса неоднократно публично излагал, а протест, который они возглавляют, считаешь делом важным и правильным. Измельчание лидерства – проблема не российская, а мировая, но тем не менее в России очень заметная и принявшая гротескный характер, если сравнить, например, масштаб Сахарова, Старовойтовой и Афанасьева с Навальным, Соболь и Яшиным… Впрочем, других у нас нет, так уж получилось. "Спасибо" либеральной тусовке, которая в значительной степени сформировала такое лидерство.

Участники противостояния: примкнувшие селебрити

 При всем моем скорее негативном, чем позитивном отношении к Парфенову, - мы все помним, как он предал команду НТВ и мгновенно оказался на стороне команды оккупантов НТВ, его участие в митинге – вещь несомненно позитивная. Как и участие других селебрити то есть людей известных о которых говорят, которых показывают и которых слушают. Поддержка Кафельникова, Дудя, Оксимирона, выступление Фэйса, группы Кровосток и других рэперов – это свидетельство того, что протест становится модным. Но мода переменчива, поэтому обольщаться не стоит.

Участники противостояния: Путин в батискафе и на байке

Путин вполне продуманно и рассчетливо плюнул на протест. Слюной. Его демонстративное и оглушительное молчание в ответ на все акции московского протеста – это публично обозначенная позиция: #вастамнет. И эта позиция проявляется во всем: и в издевательском задержании участника выступления прямо на митинге. И в том, как вели себя силовики после окончания митинга,  о чем я еще скажу и покажу. И в требовании Роскомнадзора убрать с Ютуба все упоминания о митингах протеста. Власть пойдет до конца и будет давить, пока давилка не сломается.

Участники противостояния: "дети цветов" - кусюки, золотовы, кадыровы, пригожины

ВИДЕО. Фрагмент "Дети цветов"

Путин делает ставку на тех, для кого Путин – это не Россия, а жизнь. "Путин = жизнь" для Кусюка, для Кадырова, для Пригожина, возможно, для Золотова. "Путин = сытная жизнь" для 340 тысяч бойцов Росгвардии, которые, потеряв возможность за сравнительно неплохие деньги бить и ломать протестующих, вынуждены будут искать другое занятие, например, чистить сараи или копать траншеи, что намного меньше оплачивается. И поэтому эти люди будут бить и ломать протестующих. До определенного момента, о котором я уже говорил и еще скажу ниже.  

Участники противостояния: личные истории Дмитрия Васильева, семьи Проказовых, студентки Мисик и других

"За деревьями нет леса", "лес рубят – щепки летят" - примерно так сегодня некоторые лидеры протеста относятся к тому, что происходит с теми, кого они позвали за собой. Истории Дмитрия Васильева, который сейчас находится в реанимации из-за того, что у него отобрал следователь инсулин, семьи Проказовых, у которых по суду собираются отобрать годовалого ребенка, участницы "бессрочного протеста" Мисик, которая читала омоновцам Конституцию России и за это ее поставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Лозунг: "один за всех и все за одного" должен приобрести организационное наполнение.

Что надо сделать, чтобы протест не умер и не переместился с проспекта Сахарова на площадь Тяньаньмэнь?

1.      Нужна другая повестка дня. Всероссийская и политическая. Нужно четко провозгласить цель - демонтажа путинского режима и вытекающие из этой цели задачи: прекращение украинской и сирийской войн, люстрация, демилитаризация страны и изменение Конституции в сторону парламентской республики и борьбы с москвацентризмом. Лозунг "хватит кормить Москву" должны выдвинуть сами москвичи.

2.      Нужен оргкомитет протеста, состоящий не только и не столько из москвичей, но и из регионов. Возможно, в оргкомитет протеста стоило бы включить и людей, вынужденно покинувших Россию, в том числе и из участников Форума свободной России.

3.      Нужен отдельный штаб, который взял бы на себя реализацию лозунга "один за всех и все за одного" - защиту тех, кто пострадал от репрессий.

4.      Нужна децентрализация организации протеста, чтобы невозможно было убить протест, обезглавив его.

5.      Нужна серьезная площадка для обсуждения и выработки программы действий на переходный период. Протест не должен жить по принципу: "уберем Путина, а дальше посмотрим".

Это неполный, но самый минимальный перечень условий, при котором протест имеет хоть какие-то минимальные шансы не сдуться и стать звеном в цепи событий, которые приведут к смене фашистского режима в стране.

С вами был Игорь Яковенко в 54-м выпуске программы "Медитации". До встречи и давайте думать вместе.

 

Поддержать блог Игоря Яковенко можно так:
Яндекс.Деньги 5106218030354666

PayPal igoryakovenko1951@gmail.com

Карта Сбербанка 63900238 9051578359

Карта Альфа-Банка 4261 0125 9763 5888

Игорь Александрович Яковенко

blogspot.com

! Орфография и стилистика автора сохранены