Большое спасибо Аркадию Янковскому, который опубликовал 15 марта статью "Месседж?", в которой правомерно заявил: "Допустить, что ангажированные (российские) хакеры дважды за четыре месяца снабдили вирусом программное обеспечение американских Boeing 737 Max 8, вполне возможно".

Да, погибли индонезийский и эфиопский лайнеры, видимо, вследствие "неисправности программного обеспечения"; необходимо серьезнейшее расследование этих двух катастроф; и, разумеется, "путинский след" отвергать здесь нельзя.

Тем более что "путинская контора" за последние несколько лет "хорошо отличилась" в этой сфере.

Для начала рекомендовал бы друзьям-читателям прочесть большую статью (не жалейте времени!) Леонида Невзлина "Хакеры Путина: карта военных действий".

В статье рассказывается в деталях, как пять лет назад (практически одновременно с началом агрессии против Украины) Миноброны РФ создал "Войска информационных операций" и о деятельности этих войск в течение этих пяти лет.

Интересна также недавняя заметка о доктрине Киберкомандования США, которое сражается в первую очередь именно с российскими "кибервойсками".

Оставим в стороне активную роль кибервойск РФ в президентских выборах в США 2016 года. Об этом, как и о деятельности в этой же сфере "пригожинской фабрики троллей" в Петербурге, очень много написано в американских СМИ.

Более важной проблемой сейчас, на мой взгляд, является подготовка кибервойск РФ к разрушительным ударам по энергосетям и банковским сетям США и Канады.

Дело в том, что кибервойска РФ накопили здесь немаленький опыт уже в 2015–2016 годах — в Украине. В частности, в декабре 2016 года три региональных облэнерго в Западной Украине стали жертвами кибератаки, и местное население на длительное время осталось без света.

Никто из участников "Международного саммита по кибербезопасности — 2017" (Global Cybersecurity Summit 2017) в июне 2017 года, среди которых была посол США в Украине Мэри Йованович, не усомнился в российском происхождении этих ударов.

Через несколько дней после данного саммита, в конце июня 2017 года, несколько украинских банков и другие государственные и коммерческие компании подверглись хакерским атакам. От кибератак пострадали "Киевэнерго" и "Укрэнерго", а также Нацбанк Украины и даже киевский метрополитен.

Одновременно председатель СНБО Украины Александр Турчинов заявил, что "уже сейчас, первично проанализировав вирус, можно говорить о российском следе".

Кибератаки в Украине продолжались 27–29 июня 2017 года. Среди объектов российских кибератак — с использованием вируса "Петя" и других вирусов — оказалось и Минобороны Украины, которое сумело отбить кибератаку. Вообще, скандал был громкий! НАТО сразу же предложило помощь Украине.

Кибератаки не ограничились Украиной (75% заражений), но распространились и на Германию (9% заражений), Польшу (6% заражений), Сербию, Грецию и Румынию.

Кибератака в Украине имела резонанс и в Америке. Уже 1 июля 2017 года ФБР и другие госструктуры обеспечения безопасности предупредили компании США об атаках хакеров, целями которых являются предприятия ядерного, энергетического и промышленного секторов. "Хакеры используют известную технологию "фишинга" — рассылки электронных писем от имени адресатов, которым доверяет получатель".

А еще через несколько дней, 7 июля 2017 года, появилось следующее сообщение:

США заподозрили Россию в кибератаке на "десятки электростанций" в Канзасе, в том числе на ядерные установки. Об этом Bloomberg сообщили американские чиновники. Атака была проведена в самом конце июня (одновременно с кибератаками в Украине) с целью "сорвать энергоснабжение страны", а также проникнуть в системы управления оборудованием, используемого в электроэнергетике. Одной из станций, в системы которой "пытались проникнуть хакеры", стала АЭС Wolf Creek".

Словом, российские кибервойска успели порезвиться и в Украине, и в Центральной Европе, и даже в Канзасе. Так сказать, осуществили пробный удар и накопили опыт для дальнейших масштабных действий.

Весь 2018 год появляются важные сообщения об атаках.

Кратко перечислю главные сообщения на эту тему:

"Нью-Йорк Таймс" "Кибератаки помещают российские пальцы на главные контрольные точки" (Cyberattacks put Russian fingers on key control).

"Администрация США обвинила Россию в организации кибератак против ядерных электростанций, электросетей и сетей водоснабжения в США и Европе. В случае военного конфликта такие действия могут причинить (Западу) большой ущерб. Такие российские кибератаки приобрели значительную интенсивность с конца 2015 года..."

Wall Street Journal (07.24.18) "Российские хакеры пробивают путь к энергосетям США" (Russia hacks its way into U.S. facilities).

В этой статье американские эксперты в сфере безопасности доказывают, что российские хакеры заранее "забросили" вирусы в американские энергосети, что позволит в "нужный момент" отключить целые энергосети в США.

WSJ (08.06.18) "Америка усиливает защиту своих энергосетей (от российских кибератак)" (U.S. steps up grid defense). Большая статья с описанием мер, которые "спецструктуры" США принимают против будущих российских и северокорейских кибератак. Сюда входит ликвидация "вредных" сайтов, некоторые из которых физически находились на территории Америки.

Словом, "кибервойна малых форм" велась между Америкой и Россией в течение 2018 года. А в начале 2019 года эта война принимает, очевидно, еще более острый оборот.

А вообще, почему путинский режим бросил такие силы на кибервойска и кибердиверсии?

Во всех областях военных технологий РФ сильно отстает от США и Запада в целом. И это отставание только усиливается. Это определяется общим огромным технологическим и экономическим отставанием России от Запада. Например, посмотрите на Рогозина с его бредовым "квантовым двигателем". Ничего "умнее" в России придумать не могут. То же самое в сфере военной авиации, подлодок, танков...

И, пожалуй, лишь в сфере кибервойны Россия ухитряется "держаться на уровне". Здесь все можно завозить из-за границы — и новейшие компьютеры, и новейшие программы — все за очень умеренную цену. Остается лишь подготовить специалистов. И по всей стране действуют училища для подготовки "кибердиверсантов".

В конечном счете путинскому режиму и это не поможет. Но дополнительный ущерб Западу кибероружие, видимо, еще нанесет. Ликвидация сетки путинских агентов-наводчиков в США и Канаде могла бы улучшить ситуацию. Но это тема особой статьи.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter