Россия любит покупать что-нибудь импортное: технологии, товары, чемпионаты, политиков (Шрёдер) и целые футбольные клубы ("Челси"). Это отвечает её понятиям о "величии".

Да и деньги дармовые - на земле валяются (точнее, под землёй). Почему бы не потратить сотню миллионов на нужды имиджа? (Не на стариков же, в самом деле).

Прикупает страна и поштучно, - скажем, Марио Фернандеса для футбольной сборной. Но здесь и возникает странное чувство.

Скандируя "Ра-си-я, Ра-си-я", мы не любим вспоминать, что "величие" это - отчасти купленное. Никакого отношения к "Ра-си-и - Ра-си-и" Фернандес просто не имеет. (Кроме счёта в банке и гражданства с 2016 года). Что он воспитанник страны, где много-много дивных футболистов. А его мастерство и таланты - исключительно бразильского происхождения.

И вряд ли даже Шендерович, болея за (родных до боли) "наших" найдёт в Фернандесе черты культурной общности и знание Сказок Пушкина.

"Наши" в данном случае - абсолютно фиктивная общность, - в отличие (скажем) от "нашистов", которые, действительно, имеют общий знаменатель.

Спортивные "наши" - это искусственный, пустой и "имперский" образ, внедряемый в сознание масс в идеологических целях. "Наш" футболист Фернандес - такой же миф, как и "наш" газпромовец Шрёдер (точнее было бы сказать: "нами купленный").

Полезен ли он на своём месте? Возможно. Но к "величию" России (от футбола до экономики) это не имеет ни малейшего отношения (кроме "величия" ценника, висящего на шее или на ноге).

Фернандес - просто пример, но очень символичный. У "Ра-си-и, Ра-си-и" много покупного, но мало своего. Много исторического гонора, но мало поводов для гордости. Полно имперских замашек, но нет качеств и условий для успехов в конкуренции.

Мы (пока ещё) можем купить, но "склепать" простейший смартфон или "Ё-мобиль" - для нас огромная проблема.

Мундиаль - прекрасный повод лишний раз увидеть, как покупается дутая "гордость" и раскручивается дутое "величие".

Фернандесы, смартфоны, технологии, нефте-газовое оборудование, генераторы, автомобили, лекарства, Крым, мундиаль, дата-центры, сканеры и принтеры. Вплоть до шмоток, трусов и шнурков футболистов.

И всё это "наше", "наше", "наше". Ра-сия!!! Ра-си-я!!! Ра-си-я!!!..

Разумеется, покупка и продажа игроков - обычная практика. Но пожалуй, нигде "кошелёк" небогатой страны не "работает" на имперский пиар "державы" так нагло и явно.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены