Чем дольше я наблюдаю за фанатами игры, тем больше не люблю футбол. И дело не в самой игре (которая может быть сто раз прекрасной), а в той специфической субкультуре, которая сложилась на базе футбольного почитания.

Английская пресса активно обсуждает "продажность" Робби Уильямса, согласившегося петь в стране, убивающей геев в Чечне (не только там и не только их), обсуждаются моральные качества фанатов, ставящих "праздник спорта" выше репрессий, голодовок, полицейщины и авторитаризма российской жизни. "Политика" им до фени, - большинство из них отправилось бы в рейх - вслед за любимой командой - плясать на улицах в гриме и махать своими флагами посреди колонн штурмовиков и еврейских погромов.

Для футбола, который "превыше всего", есть хорошее определение. Сверхценности могут быть разными; то, ради чего можно расстаться с жизнью (своей или чужой), ради чего ты готов поступиться принципами, честью и совестью (или наоборот, - отдать жизнь за убеждения). Футбол, становящийся религией, - особенно неприятен, поскольку в центре почитания - не идеология, не ценности, а шоу, "праздник спорта", развлекуха мирового масштаба.

Считать развлекательное шоу - религией и поводом закрывать глаза на драматизм и трагедии жизни - значит, на мой взгляд, расписываться в собственной тупости.

Более того, футбольная субкультура не только смещает нормальные акценты в восприятии событий, - она навязывает людям (особенно юным) фиктивную и лживую форму национальной гордости, - требуя от публики единства в рамках какого-то фиктивного "мы" против фиктивных "они". Как правило, в форме примитивной агрессии.

Более того, реальные "мы и они" (народ и клептократия, к примеру, власть и оппозиция, элита и ограбленные массы) - подменяются искусственной национальной общностью, которая навязывает нищему некое единство с олигархом, а подвергшемуся пыткам в полиции - единство с полицаем в погонах. Все они должны прильнуть к экранам в рамках единого "мы", ощущая себя "нацией".

И чем больше спортивное шоу обретает культовые черты и выдаётся за некий национальный проект "победы России", тем выгоднее власти зомбировать проблемное общество, полное противоречий, фальшивой идеологией "единства".

Виктор Шендерович на "Эхе" (как старый болельщик) проявляет чудеса изобретательности, пытаясь объяснить феномен "боления" за "наших", - находя глубинную культурную общность у себя и игроков. ("Кот учёный" становится фундаментом этого мистического "мы"). Но почему-то с Гиркиным, Сурковым или Путиным болельщик Шендерович в "мы" и "наши" попадать отказывается. (Хотя известно, что Сурков - не только Пушкина читал, но и Толстого). Болельщик Шендерович готов болеть за сборную России, но "сборную" в кремле своей и "нашей" - не считает.

В том-то и загвоздка - в условности спортивного единства. По сути, никакого отношения к парням, гоняющим мяч по полю, никто из национального "мы" не имеет. Да, "болеть" - большое удовольствие: прыгать в гриме по Европе, изрыгать проклятия с трибун, пить, буянить в пабах и орать кричалки. Особенно по поводу побед и голов.

Но к национальной гордости и общности, к подлинному "мы" и "наши" - эта имитация единства никакого отношения не имеет. Не футбол сам по себе, - а эта глобальная подмена понятий, - шоу как повод для национальной гордости, - и претит в футбольной субкультуре больше всего.

Впрочем, таковы футбольные "традиции". Что ж? Так и тянет сказать: ребята, вам плевать, что в стране, где вы скачете с флагами, - вас используют как прикрытие для репрессий и расправ, грабежа пенсионеров и поднятия налогов? Ваше право скакать и дальше. Но у меня есть встречное право - плевать на ваш "праздник спорта" с его фиктивной мифологией "гордости" за "наших". Каждому своё.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены