Японская модернизация началась в 19-ом веке под лозунгом "вакон йосаи" - "японский дух, западные технологии". На протяжении сотни лет у них неплохо получалось осваивать западные технологии, используя особенности своей местной культуры. В процессе не обошлось без фейлов - война с кучей военных преступлений, окончившаяся ядерной бомбардировкой и оккупацией страны. Но, несмотря на эти досадные мелочи, к концу 20-го века японцы суперэффективно скопировали все, что могли.

Но, как только копировать больше стало нечего, оказалось, что "японский дух" помогает японцам, как собаке пятая нога. К концу подходит уже третье десятилетие, когда "японское чудо" сменилось стагнацией переходящей в рецессию.

"Японский дух" сегодня - это засилье государства в экономике и crony capitalism, в рамках которого корпорации крепко переплетены с японской бюрократией. "Японский дух" сегодня - это принципиально нежелающие работать женщины, на фоне низкой рождаемости и старения населения. "Японский дух" - это когда коллективизм топчет ростки всякой индивидуальной инициативы, оборотной стороной чего является высочайший уровень депрессий и самоубийств, а также специфическое явление "хиккикомори".

Однако в 19-ом веке было понятно, что такое "японский дух" - это институты традиционной коллективистской культуры, исторические выросшие из необходимости совместной обработки рисовых полей. Непрерывность этих институтов можно проследить с эпохи Хэйан до наших дней.

Но когда отечественные патриоты пытаются сформулировать аналогичную формулу "русский дух, западные технологии" - что они имеют в виду? О каком "русском духе" идет речь?

Если приглядеться, то русская духовная автономия формулируется исключительно негативно - как нечто, что противостоит западным ценностям, ценностям Просвещения. Дескать, не надо нам вашего бездуховного либерализма, эгалитаризма и феминизма. У нас есть свое...ЧТО?

Нет ответа на этот вопрос. Но на практике раз за разом оказывается, что "русский дух" - это когда депутат Слуцкий хватает за задницы женщин, а депутат Жириновский - мужчин. Когда менты пытают задержанных, а родственники чиновников "случайно" получают господряды.

Возьмем Чечню, где высочайшая концентрация традиционализма, при наплевательстве на саму традицию. Можно ли представить, что в настоящем традиционном обществе вайнахов, которое покоилось на балансе интересов тейпов и управлялось советами старейшин, какой-то ментовской начальник приехал с кортежем автоматчиков и, несмотря на протесты родственников, "женился" на молодой девушке? Помните такую Хеду-Луизу Гойлабиеву? Но в современной Чечне так можно, ведь начальник - кадыровец. При этом данное действо, являющееся исключительно уродливым порождением диктатуры последних лет, объявляется там данью уважения к традиции.

То есть "традиция" попросту конструируется ad hoc, когда нужно оправдать какое-то особенно омерзительное проявление авторитаризма. Так вот русский традиционализм такой же - просто ad hoc конструирование "традиции" по запросу начальства. Поэтому никакого "особого пути" у русских нет - либо мы европейцы с ценностями Просвещения, либо живем по "традиции", единственный смысл которой в формуле "начальник - это бог".

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены