Я бы не особенно радовался тому, что "кремлевские" втюхивают городу и миру плохие мультяшки не первой свежести, не удосужившись при этом заглянуть в школьный учебник физики. Даже если "у Рогозина ничего никогда не полетит", Кремль и без Рогозина с советских времен располагает средствами, способными смести современную цивилизацию с лица Земли. Даже если каждое второе из этих средств не полетит. И даже однократное, "ограниченное" использование этих средств убьет миллионы людей и породит гуманитарную катастрофу невиданных ранее масштабов.

Расточающим насмешки имеет смысл обратить внимание на то, что эти средства находятся в руках людей, которые врут как дышат, непринужденно втюхивают фуфло не только внешнему миру, но и друг другу и не удосуживаются при этом даже заглянуть в школьный учебник физики. И если они не удосужились заглянуть в учебник физики при организации циркового шоу в Манеже, с чего вы решили, что они сделают это при принятии несколько более серьезных политических решений?

Имеет смысл еще раз вглядеться в толпу странных существ, исходивших детским восторгом, когда им показывали атомную бомбардировку Америки. Раскрепостившихся до состояния пьяных советских гопников, горланящих во дворе на мотив детской песенки: "Но вы посмотрите, как горит земля, там, где был когда-то Вашингтон". Это — российский политический бомонд. Или "политический класс". Или "политическая элита". И пусть Федеральное собрание — это не более чем толпа придворной челяди, которая ни на что не влияет, но именно эти люди (или нелюди) будут в очередной раз единогласно проштамповывать в течение часа очередное решение о вводе российских войск на чужую территорию.

Поэтому давайте еще раз проговорим для лучшего осознания: страшное оружие находится в руках людей с крайне сниженной социальной ответственностью. Именно это и есть пониженная социальная ответственность, а вовсе не то, про что думают они сами.

Эта, с позволения сказать, политическая элита с пониженной социальной ответственностью, обладающая смертоносным оружием, маниакально одержима идеей борьбы с США как лидером "коллективного Запада". В подоплеке этой маниакальной одержимости лежит комплекс неполноценности перед цивилизацией более успешной и более человечной. Более нравственной, более духовной. Более честной.

Эта утробная ненависть облекается в мифологию, которой живет путинская элита. Она верит в то, что западная либеральная демократия с ее культом права и прав человека — аномальный зигзаг развития цивилизации. Что скоро это досадное историческое недоразумение рухнет, и восторжествует более естественная и эффективная авторитарная технократия, где все вопросы решаются путем "согласия элит". Как в КНР. Путинская элита искренне и страстно влюблена в КНР. За то, что там нет всей этой конкурентной демократии с дурацкими правами человека.

Путинская элита ощущает себя тютчевским утесом, стоящим на пути распространения Западом своей гнилой демократии. От которой везде наступает только хаос и рушатся скрепы. Но главное — эта "псевдодемократия" угрожает способам обогащения российской элиты. Вот чтобы остановить распространение этой заразы, российская элита и воюет, не щадя чужие жизни. На ближних подступах — в Донбассе, на дальних подступах — в Сирии. Чтобы никто не посмел всерьез помешать ей воевать в Донбассе и в Сирии, ей и нужна "ядерная дубинка".

Тот, кто склонен все на свете объяснять рационально осознанными интересами, не воспринимает кремлевские угрозы всерьез. Не может российская элита желать причинить реальный вред Западу. Ведь способом ее существования в значительной степени является паразитирование на том самом ненавистном Западе. Она не может хотеть большой войны. Она хочет мирно "приобщаться" к западным благам.

Однако, рассуждая о рациональных классовых интересах, мы часто забываем, что эти нелюди — тоже люди. Что они способны радоваться как дети мультикам с атомной бомбардировкой Америки. Что они деградировали до уровня социальной ответственности детей, не стесняющихся слюнок, текущих при виде этих мультиков. Что страну и армию возглавляет закомплексованный переросток с очень сильно пониженной социальной ответственностью.

Безусловно, ядерный шантаж Путина основан на холодном рациональном расчете. Расчете на то, что никакие страдания жителей Восточной Гуты не перевесят страха перед ядерной войной. Поэтому он сможет и дальше безнаказанно бомбить роддома. Однако пересмотрите телевизионные репортажи. С какой неподдельной нежностью Путин "общается" с различными видами вооружений! Он ведь тоже человек.

Со времен возникновения фактора "гарантированного взаимного уничтожения" общим местом мировой ядерной стратегии считалось, что любой, даже самый ограниченный обмен ядерными ударами между сверхдержавами с высокой степенью вероятности вызовет эскалацию и перерастет в тотальную ядерную войну. В войну на взаимное уничтожение. Желающих проверить теорию на практике не находилось. Так в сознании человечества закрепилось, что ядерное оружие существует не для практического применения, а лишь для удержания от его применения потенциального противника.

То есть это оружие только и исключительно для "удара возмездия". Оно не может быть применено в оперативно-тактических целях. Например, для сокращения собственных боевых потерь в ходе какого-то регионального вооруженного конфликта. И этот установившийся по умолчанию запрет на применение ядерного оружия в ограниченных практических целях стал одним из важнейших морально-психологических ограничителей, на которых держится современный мир.

Путин последовательно расшатывает ограничители, на которых держится современный миропорядок. Как правовые, так и морально-психологические. Он неоднократно говорил о ядерном оружии как об оружии, которое в принципе может быть применено для достижения каких-то конкретных целей. Однажды он рассказал, что был готов нанести первый ядерный удар, если бы ему помешали аннексировать Крым. В другой раз сообщил, что у него "пока" нет необходимости применять ядерное оружие против ИГИЛ. Выразил надежду, что такой необходимости не возникнет, прозрачно намекая, что ее возникновения он не исключает.

Следует вспомнить, что в 2014 году в новую российскую военную доктрину чуть было не включили пункт о возможности применения первыми ядерного оружия в чисто локальном конфликте. Тогда не включили. Но публично обсуждали. Конечно, это все тоже части общей путинской стратегии шантажа. Шантажировать локальной, ограниченной ядерной войной гораздо эффективнее, чем угрожать враз уничтожить весь мир вместе с собой. В последнюю угрозу мало кто поверит. А вот разовое применение ядерного оружия уже не представляется столь же невероятным. Не будете же вы устраивать всемирный Апокалипсис из-за того, что Путин рванет ядерный фугас где-нибудь в сирийской пустыне? А если сожжет парочку крупных городов — будете?

А если это будет парочка американских городов? Рискнете устроить Апокалипсис или скажете "хватит, больше не надо, мы на все согласны"? Ведь на самом деле смысл путинского послания Америке в том и состоит, что он может прорвать американскую ПРО не массированной (апокалиптической), а всего лишь точечной атакой. И даже если это все (или почти все) — не более чем мультики, оружие, способное преодолевать американскую ПРО не "количеством", а "качеством", в РФ действительно разрабатывается. Давно и всерьез.

Путин действительно мастер шантажа. Мастер повышения ставок. И противостоять этой его тактике очень трудно, если не допустить, что это не просто рисковая игра. Если не допустить, что Путин действительно верит в возможность ограниченной ядерной войны и готов проверить теорию на практике. Что Путин действительно верит в свою победу в ограниченной ядерной войне. Что, в конце концов, мальчику просто чертовски хочется пострелять. Противопоставить этому Запад может лишь осознание, что применение ядерного оружия может стать реальностью.

Александр Скобов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter