Интересно, что заставляет людей тратить столько сил на такие бессмысленные занятия, как борьба с рекламой? Вот некая компания DNS выпустила ролик, в котором мужья отвозят женщин в лес и заставляют закапывать "плохие подарки" на 23 февраля. Теперь все возмущаются, требуют запрета, грозят заявлениями по 282 УК РФ.  Дескать, "пропаганда насилия в отношении женщин". Это как? Раньше мужья в Челябинске не лупили жен, а теперь, посмотрев ролик в интернете, начнут? Или раньше лупили стеснительно, а теперь начнут открыто, раз уж сама компания DNS разрешила?

https://www.youtube.com/watch?v=l-yfDgWCqV0

Это называется "магическое мышление". Туземцы, которых когда-то исследовал антрополог Джеймс Фрезер, верили в "симпатическую магию". Будто похожие предметы связаны, и манипулируя изображением человека, можно нанести вред самому человеку. А прогрессивные люди верят, будто всякая картинка, сложенная из жидких кристаллов, непременно станет реальностью. И если приходится показывать нечто неприглядное, то следует начинать с ритуальной мантры "осуждения насилия" и заканчивать ею же. Дабы отогнать злых духов и не дать волшебству распространиться.

Это ритуальное, магическое мышление, с которым можно требовать запрета примерно всего на свете: фильмов Тарантино, жестоких видеоигр, художественной литературы, порнографии и т.д. А тот факт, что запреты "пропаганды" никак не влияют на реальность, будет лишь еще больше подогревать рвение - значит, недостаточно запретили.

Как же бороться с насилием в реальности? Нужно добиваться создания эффективной правоохранительной системы, а также менять сопутствующий насилию "социальный контекст" в виде тотальной нищеты, бесправия и отсутствия перспектив. Но это сложно. Борьба с видеороликами - легкий субститут для тех, кто хочет казаться борцом за все хорошее, но в плане усилий готов лишь подписать петицию за запрет чего-нибудь.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены