Если бы 40 или 30 лет назад мне бы сказали, что к 100-летию ВОСР будут выпущены телевизионные сериалы о том, что большевики - германские платные агенты, разрушители страны, что Сталина в них будут просто называть уркой, Ворошилова - пьянью, а Ленин, мечущийся между Крупской и Арманд, будет только поддакивать демоническому Троцкому, совращаемому в бронепоезде разодетой как для ресторана Ларисой Рейснер прямо перед митингом (она и перед митингующей "красной сволочью" так будет позировать) - то я бы решил, что вот настал момент цитировать гётевского Фауста: "...Я увидел в блеске силы дивной Свободный край, свободный мой народ! Тогда сказал бы я: мгновенье! Прекрасно ты, продлись, постой! И не смело б веков теченье Следа, оставленного мной! В предчувствии минуты дивной той Я высший миг вкушаю свой..."

В 1977, мы, 18-летние, ВОСР ненавидели, как закрывшую от нас цивилизованную жизнь, а в 1987, когда историческая динамика возобновилась, для нас, 28-летних, она была огромным несчастьем, лишившим нас плавного перехода от думской монархии к той идеально-американизированной русской жизни, которую Василий Аксенов изобразил в "Острове Крым". 

Поэтому та фантасмагорическая смесь из анекдотов про "Вовку-морковку и Надьку-Крупу", осваговских плакатов (исключая, разумеется, совсем уже нацистские) и солженицынского "Ленина в Цюрихе", которой нас наперебой потчевали Котт, Статский, Хотиненко и Роднянский [и о, счастье, опять погиб Безруков - как всегда во всех его последних ролях от "ж-ов умученный"], была бы идеальным способом профанации опостылевшей советчины. И российский контрразведчик, вскрывающий предательскую роль кайзеровского наймита Ленина был бы естественным положительным героем.

Самое забавное, что описанное мною - это концепт эмигрантской (и "бело-", и "антисоветской") историософии ВОСР и большевизма. Точнее, так, как ее подавала советская идеологическая критика.

Советские партийные историки, называвшие себя специалистами в области "исторического материализма" ("истматчики", страшнее них были только "истпартчики" - специализирующиеся на истории КПСС), как раз в промежуток от 1967 по 1987 гг., старательно доказывали объективную историческую неизбежность ВОСР и вульгарность "буржуазной историографии", сводящий революции к заговорам и интригам.

Всё таки мы опять оказались в "зазеркалье" относительно совсем недавнего прошлого.

Либералы, ненавидящие большевизм, вместо того, чтоб тихо радоваться тому, что власть, прекратив ресталинизацию и ресоветизацию, вновь, как в середине 90-х, когда антикоммунизм стал по сути государственной идеологией, профанирует ВОСР и ее вождей, опять недовольны. И наперебой критикуют сериалы, а также все информсопровождение юбилея. Причем, критикуют именно с "советских позиций", требуя показать объективные предпосылки успехов большевизма и падения самодержавия.

Полагаю, что это оттого, что нас опять вернули в прошлое.

И мы увидели страшное социальное расслоение, наглую роскошь чиновных воров. 
Мы увидели, как организуют настоящие империалистические войны, и не скрывают, что солдатики умирают за нефтескважины и маршруты газопроводов (и ведь на рубеже веков немцы, бесчисленные карл-иванычи - начальники канцелярий, латинисты, булочники, аптекари, бонны, выгуливающие по бульварам деток в матросках, воспринимались как совершенно "братский народ").

Мы опять узнали, что погромщики, нападающие на оппозиционеров, организуются и оплачиваются политическим отделом полиции; что власть имущие, выкачивающие из страны и бюджета последнее, стараются жить все на том же Лазурном берегу и у того же Женевского озера.

И вот среди всего этого нам объясняют, что:

а) революция - это абсолютный кошмар и лучше терпеть нынешнее проседание до бесконечности;

б) народ никакой перемены власти не хочет, а его подстрекают иностранные наймиты и "враги России".

Мы получили "мир своей мечты": со стадами "мерседесов", небоскребами, двуглавым орлом и иконами Николаю Романову.

И в этом мире были превращены в "большевиков" и даже в "троцкистов", утверждающих, что "нашу революцию (Август-1991) предали" ее же выдвиженцы. И когда либералы 12 лет назад бросались на защиту "лимоновцев", а сегодня - "мальцевских", начинаешь понимать резоны Милюкова, сказавшего 111 лет назад: "Слева у нас нет врагов".

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены