Пока общественность целиком погружена в разбор персонального дела господина N (как-то сложилось чередой - Немцов-Носик-Навальный), Росфедерация стремительно несется к самому серьезному за последние годы кризису в национальных отношениях. И это не проблема Чечни, хотя два эпизода с массовыми внесудебными казнями, по моему мнению, должны быть сравнимы с одним, даже самым резонансным убийством одного из лидеров либеральной оппозиции. Это - проблема статуса Татарстана.

Сейчас особый - "договорный" статус республики - по большей части почетный реликт ельцинского предвыборного манифеста "берите суверенитета - сколько сможете унести" (его смысл был такой - кормить и опекать не можем, выкручивайтесь сами, но руки вам развязаны). Такое повышенное уважение ко второму в Эрэфии народу - порядка пяти с половиной миллионов. Это не считая "благоприобретенный" крымскотатарский народ и тех татар, которых вынудили записаться в иные "титульные народы"...

Дело в том, что когда руководство Татарстана "задвигало" татарские национальные движения, оно компенсировало этим явным обещанием тем, что само позаботиться о правах и интересах татарского народа. Лишение Татарстана пусть и символического, но эксклюзива, все эти обещания дезавуируют. Тем самым, пружина оппозиционного национализма получает повод и предлог разжиматься.

Особый статус, например, имеют Баварское Свободное Государство в ФРГ и штат Техас - в Америке. В Баварии отличий от статуса других федеральных земель практически нет. Но ее особость - это и понимание, что Бавария всегда была вторым "полюсом" германской нации - католическим - по сравнению с протестантской Пруссией, и дань признательности баварскому королю, который не только поддержал императорский статус своего исторического соперника - берлинского короля, но и сделал его возможным, послав свою, очень неплохую армию против Наполеона III.

В Техасе отличие проявляется в том, что вся государственная земля (и недра) принадлежат штату, не оставляя ничего для "общефедеральной" собственности. Это - дань тому, что Техас - независимое, войной выделившееся из Мексики государство (пустынные территории этих бывших испанских владений были заселены переселенцами из Западной Европы, культурно ассоциирующимися себя с Соединёнными Штатами), которое добровольно вошло в Америку.

Особый статус Татарстана - это и напоминание о том, что только взятие Казани дало право московским великим князьям претендовать на царский титул, на то, что так возвеличенные ныне Рюриковичи и Романовы титуловались царями Казанскими и Астраханскими.

Это и память о расстреле в 1921 году татарского большевистского руководства за отстаивание идеи сделать Татарстан союзной республикой (интернационализм тоже должен быть без фанатизма - кто бы позволил разрезать РСФСР пополам по Волге; а там и сибирские областники могли заявить, что с удивлением узнали, что их край является Россией, ДВР же еще была суверенной).

Проблема вкладыша на татарском языке в паспорта необычайно важна как символ. 
39 лет назад тысячи студентов вышли на демонстрации в Грузии при одном намеке, что в новой конституции республике грузинский язык не будет назван государственным. Все понимали, что фактически ничего не изменится, но им было необходимо формальное признание того, что грузины - отдельная нация со своим государством, а не часть "советского народа". 

В декабре 1986 года взорвался Казахстан - назначение решением ЦК КССС первым секретарем (т.е. проконсулом имперской провинции) русского Колбина вместо своего Кунаева слишком откровенно нарушило сложившуюся иллюзию собственного национального государства, пусть и автономного. 

Хотя все знали, что новая метла (фактически Ельцин эпохи московского горкома, кстати, они приятельствовали) поможет разогнать царство клановости и повальной коррупции - и она, между прочим, начала.

Мы подошли ровно к тому, на чем запнулся закон о российской гражданской нации - в Эрэфии нет ощущения единой нации. 

Есть концепция "русский народ и этнические меньшинства" (1/4 от общего населения). 
Есть концепция союза русского и других народов. 

Вкладыш - это маркер государственности. Атрибутом государственности является нация.

Дальше идут развилки: в Татарстане - татарстанская нация с тремя доминирующими этническими компонентами - татарской, русской и чувашской, или - татарская нация и два основных национальных меньшинства - русские и чуваши. 

Весь этот "клубок кобр" дремал себе под просвещенным этнократическим руководством Шаймиева и его группы, шла ползучая русификация чувашей и также ползучий переход татарского этнического возрождения в формы политизированного исламизма (с чем нещадно боролись испытанным методом - поголовным зачислением религиозных диссидентов в одну из неназываемых организаций). 

Татарстан пока спокойно принял унизительный запрет* на латинизацию письменности, который отсекает его от тюркоязычного мира, сплошь перешедшего на латиницу. Но все идет в копилочку...

Никакой единой российской нации нет, и уже не будет. 
Есть русские, а также обрусевшие и необрусевшие народы. 

Власти одной рукой искореняют русские националистические оппозиционные движения, а другой - неуклюже подталкивают к русификации, при этом формально защищая федерализм и мультикультурализм. 

И вот теперь Кремль - под радостные экстатические вопли неоимперцев - лишит Татарстан статуса государства-нации. Храбрые люди... 
______

* Огромное удовольствие мне доставляют испуг, с которым реализаторы решения Конституционного суда имени Зорькина о правомочности кириллической унификации (как гаранте целостности культурного пространства Эрэфии) остановились перед идишем - титульным языком Еврейской Автономной области. 

ЕАО - единственная такая область РСФСР не стала республикой, потому что решили, что название Еврейская республика - будет чересчур (как в шуточной песне про угонщиков самолёта, которые отбились от обвинения в попытке заставить лететь в Израиль, доказав, что летели в Биробиджан, именно его называя еврейской страной), но и перевод идиш на кириллицу тоже сочли чересчур. Поэтому сейчас целостность культурного пространства Эрэфии нарушает только немецко-еврейский язык. Вот так всегда - хоть что-нибудь, да сделают! Эти два братских народа...

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены