Среди моих френдов, с которыми долгие годы велись (довольно изматывающие) споры по поводу ценности для России Владимира нашего Владимировича, встречались не только простоватые "патриоты", но и вполне интеллектуальные молодые люди - включая (как выяснилось позже) владельца красного диплома.

Лишь на первый взгляд это кажется странным. Хотя (казалось) даже двоечнику легко было представить себе, что страна в изоляции от Запада (правовой, финансовой и технологической) обречена на деградацию.

Феномен "отличника", не способного сложить 2 и 2, очарованного Путиным, политикой "возрождения страны" и антизападной пропагандой - хороший повод задуматься о роли интеллекта в структуре личности.

Нам свойственно переоценивать интеллект, который мы считаем достаточным условием для адекватного восприятия реальности.

Между тем, "отличник" и "краснодипломник" - вполне может быть конформистом, принимающим любые условия общества со школьной скамьи - и готовым максимально встроиться в социум - каким бы он ни был.

В то время, как аутсайдеры и нонконформисты обычно гоняют в футбол, пропуская занятия, - либо готовы изучать лишь то, к чему лежит душа, - "отличник" принимает требования социума как обязательные для себя, одинаково вникая в предметы, - лишь на основании формальных школьных требований.

Мотивация "отличника" - обычно не лежит в области самого знания, - это мотивация прежде всего - социальная (нравиться "старшим", иметь социальный статус, влияние в коллективе, репутацию в школе и пр.)

Это мотивация конформиста.

Типичный "отличник" - конформист по определению. Вероятно, за редким исключением, когда уникальный интеллект позволяет совмещать углублённое освоение любимого предмета - с хорошей памятью в области учебного "мусора" ("марксизма-ленинизма", "обществоведения" и т.д.).

Но это редкий случай. Стандартный "отличник" - человек без личного отношения к познаваемому миру, одинаково "компетентный" в алгебре, ботанике и литературе.

Стремление соответствовать "высоким стандартам" общества - (независимо от моральных качеств этого общества), - яркое свойство "конформной личности", стремящейся к социализации, но не способной к критическому восприятию действительности.

Стоит ли удивляться, что (сам по себе) интеллект - совсем не гарантия от симпатий к авторитаризму, путинизму и тупиковым моделям развития, - просто в силу конформных инстинктов личности, усвоенных со школьной скамьи.

Базовый уровень образования, разумеется, необходим для адекватной оценки реальности (не случайно, малообразованная "массовка" - основа авторитаризма, гомофобии, ксенофобии и православного фундаментализма). Но и "красный диплом" (как выясняется) - не гарантия адекватности.

Более того, споры с "отличником" - довольно изнурительное занятие, в силу того, что с риторикой и школьным набором "знаний" у него всё в порядке. Если бы только "риторика" имела к пониманию реальности хоть какое-то отношение...

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены