Последние несколько дней показывают — власти намерены пресекать на корню любые выступления за федерализацию. Для них это слово — синоним сепаратизма, и, значит, заявители Марша за федерализацию Сибири попали в одну из самых больных точек режима. Активистов, связанных с Маршем за федерализацию Сибири, допрашивают сотрудники силовых ведомств, подстерегают на улице неизвестные, какие-то люди названивают их родственникам, им намекают на то, что в любой момент у них могут оказаться наркотики. Видимо,от угроз заинтересованные лица перешли к делу.

Координатора Национал-большевситской платформы и одного из заявителей марша Михаила Пулина 14 августа вместе с женой Марией Катынской и журналистом "Нового региона" Максимом Собеским в республике Алтай задержали сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом. Несмотря на то, что через несколько часов все они оказались отпущены, для активистов эти задержания не были последними.

15 августа в очередной раз остановленного по пути в Новосибирск Пулина сотрудники прокуратуры обвинили в краже мобильного телефона, прозрачно намекнув, со слов активиста, что его подкинули сотрудники Центра "Э" – люди, подвозившие активиста и его жену.

Несмотря на то, что правовой статус Пулина пока не определен и официальное обвинение не предъявлено, сотрудники прокуратуры заявили, что намерены везти его обратно в республику Алтай для проведения следственных действий и избрания меры пресечения. Пока активист продолжает находиться в Троицком отделе полиции Алтайского края. При этом цепь задержаний с каждым новым звеном выглядит все более странной.

Если изначально сотрудники Центра "Э" заявили активистам, что намерены проверить, не являются ли они экстремистами, то при последовавшем через несколько часов одиночном задержании Собесского его уже пробовали обвинить в угрозах везшему его водителю.

"Нас отпустили из ЦПЭ города Майма республики Алтай и я поехал автостопом в сторону Москвы через Новосибирск и, когда я проезжал Барнаул, машину остановили сотрудники ДПС и сначала стали проверять документы водителя, а потом требовать мои и заявили, что я нахожусь в розыске и есть на меня ориентировка", – рассказал Собесский.

По его словам, он тут же стал звонить активисту Роману Попкову и журналистам, чтобы сообщать об этом, из-за чего полицейские стали нервничать, с кем-то созвонились и в итоге отпустили его, извинившись. Они же остановили для него машину и посадили в нее активиста, путешествовавшего по Алтаю автостопом.

"С этого, собственно, начались мои приключения. Спустя минут десять автомобиль, в котором я ехал остановился у кого-то поста ГИБДД по Алтайскому краю. Ко мне приехала дежурная часть и мне сообщили, что я задержан за то, что один из водителей написал на меня заявление. Дескать я принуждал его везти меня в Новосибирск и угрожал, – рассказал Собесский. Два часа он провел у поста ГИБДД, после чего его увезли в Деревенское ОВД Алтайского края.

"Всем процессом занимались сотрудники ОВД, эшников и фсбешников я там вообще не видел, что меня удивило. Они привели двух понятых – это были административно задержанные алкоголики и хулиганы в нетрезвом состоянии. Мне сказали: "Так как они взяты за пьянку вчера вечером, то к утру они уже трезвые и, соответственно, могут быть понятыми". Они осмотрели мои вещи, схватились за ноут-бук и побежали проверять, не проходит ли мой он по каким-то уголовным делам", – говорит журналист.

По словам Собеского, сотрудники МВД спрашивали, как он относится к событиям на Украине, финансирует ли задержанных Госдеп США, говорили о национал-предателях. Как рассказал Собесский, со стороны полицейских также звучали обвинения в адрес Михаила Пулина, что он разваливает Россию и "какие-то туманные намеки на Марш за федерализацию Сибири". "Когда я напрямую спрашивал, связано ли это задержание с отмашкой из Москвы или Новосибирска, они не отвечали. Но ясно, что эта весьма странная операция, инициирована не какими-то участковыми, а ведется по спущенным сверху указаниям", – замечает журналист.

Собеский также отметил, что, увидев книгу Лимонова "Торжество метафизики" (она посвящена его сроку в саратовской ИК-13 – прим. Каспаров.Ru), журналиста начали спрашивать, вербует ли оппозиция заключенных "для своих дел".

Как узнал еще на первом допросе сотрудниками Центра "Э" Пулин, в республике Алтай был объявлен план-перехват для его поимки. "Мы втроем въехали туда дней пять назад, нас пожелали допросить, но, так как у них это не получилось, на нас писали ориентировки с фотографиями и искали сотрудники. И искали, банально, на выезде из республики, где останавливали машины и смотрели, есть мы там или нет", – рассказывает Собеский.

Он считает, что небольшой Марш за федерализацию так перепугал чиновников, что они "погрязли в истерике и себя взвинтили до такой степени, которая была на федеральных каналах, когда началась так называемая зимняя революция". "Как я понял, сотрудники МВД получили сверху представление о Михаиле Пулине как о каком-то мегаопасном радикале, которого необходимо ловить, допрашивать и крайне нагло контролировать его передвижения", – замечает Собеский. Сотрудники спецслужб в первый раз объясняли задержание, в том числе тем, что Пулин ранее был судим по обвинению в экстремизме. Сам активист связывает задержания с Маршем за федерализацию Сибири, который власти упорно воспринимают не как акцию в защиту федеративного принципа Конституции, а как акт сепаратизма. Все задержанные подчеркивают, что отделение Сибири от России в их планы не входило, и речь шла только о большей самостоятельности региона и справедливом перераспределении доходов от производства в пользу Сибири, а не Москвы, как это происходит сейчас.

Допрашивали и других активистов, связанных с Маршем за федерализацию Сибири. По словам одного из организаторов акции Алексея Баранова, 14 августа его два часа допрашивали в прокуратуре. В частности, их интересовала информация о Национал-большевистской платформе, активисты которой входят в числе организаторов. Вел допрос помощник прокурора Новосибирса. Он спрашивал, что за движение НБ Платформа, насколько она структурирована, велико ли у нее финансирование. Несмотря на то, что активист ответил, что у них нет никакого финансирования, и вся работа платформы ведется исключительно на средства ее участников, сотрудник ведомства продолжил настойчиво развивать эту тему.

Кроме того, он в который раз интересовался целями Марша за федерализацию Сибири, на что организаторы вновь разъясняли разницу между федерализацией и сепаратизмом. "Мы никогда не говорили о том, чтобы Сибирь отделилась, но нам это все предъявил кто-то, и это начали активно раскручивать. В результате нас все время дергают на допросы", – заявил Баранов.

Кроме того, как рассказал активист, вечером 14 августа на улице к нему подошли четыре человека, часть из которых была спортивного телосложения, и стали угрожать, что в случае проведения марша у него возникнут проблемы со здоровьем и с жизнью. Чтобы пригрозить активисту, они также назвали адреса его родственников. "Явно это заказал кто-то из власти или из спецслужб, потому что иначе такую личную информацию невозможно раздобыть", – считает активист. Угрожавшие также сфотографировали Баранова, как он полагает, "чтобы отчитаться перед "заказчиком". А сегодня утром кто-то подкинул под дверь родителей активиста отрезанную баранью голову. Кроме того, он заметил за собой слежку.

Все активисты отметили, что их допрашивали работники местных спецслужб. "Я думаю, что частично эта операция спланирована из Москвы, а частично – это деятельность местных органов власти. Вряд ли кто-то из Москвы сказал подбросить моим родителям под дверь баранью голову", – замечает Баранов. Он также подчеркнул, что хотя мэр Новосибирска считается оппозиционным политиком, самого Баранова недавно исключили из ячейки КПРФ как раз за излишнюю оппозиционность, а газета коммунистов называет организаторов марша наймитами НАТО.

Ранее Баранова и еще одного заявителя марша Станислава Караковского уже допрашивал сотрудник Центра "Э" подполковник А. Горянский. По итогам допроса, активисты написали объяснительные.

Также сотрудниками Центра "Э" был допрошен активист Национал-большевистской платформы Дмитрий Бычков. По словам Баранова, от него требовали признания, что Марш за федерализацию Сибири финансирует Украина и сообщили, что у него будут большие неприятности, если активист в нем будет участвовать.

В этот же день в ФСБ звонком вызвали на допрос новосибирского активиста НБ Платформы Константина Еременко, которому намекали, что у него может что-то произойти с детьми или внезапно найтись наркотики. Кроме того из ФСБ позвонили родителям девушки еще одного организатора марша Александра Атабаева. Сотрудники ведомства пытались убедить их, что их дочь встречается со страшным человеком и опасным экстремистом.

Напомним, марш изначально вызвал резкое неприятие властей. Сначала посвященные ему группы были заблокированы в соцсетях, затем Роскомнадзор начал закрывать доступ к материалам о нем в СМИ. В итоге власти дважды отказались согласовывать акцию. Сначала как марш за федерализацию Сибири, а потом как Марш за незыблемость конституционного строя.

Напомним, что 16 августа в Новосибирске должен был также состояться съезд Национал-большевистской платформы – организации, отделившейся от "Другой России" Эдуарда Лимонова из-за его позиции по Майдану и подавления центральным руководством низовых инициатив региональных ячеек. "На съезде будет принят новый курс, соответствующий реалиям сегодняшнего дня и национал-большевистской революционной идеологии двадцать первого века", – заявляли координаторы платформы, в числе которых, Пулин в анонсе съезда.

Алексей Бачинский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter