Когда я вернулся из Афганистана осенью 1979 года, где находился в группе советских советников при ЦК Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), у меня сложилось устойчивое представление о господстве неформальных отношений в этой стране. Тогда о "строительстве социализма в стране гор" могли мечтать лишь наполненные спесью и валютными сертификатами бюрократы-безумцы из провинциальных комитетов КПСС. Они служили партсоветниками во всех провинциях Афганистана.

Очень скоро из-за ляпов этих профанов, не понимавших специфику страны, в декабре 1979 года "инстанции" ввели "ограниченный воинский контингент", который разросся до 100 тыс. человек. Ну, а те тоже мало-что поняли в конгломерате социально-политических и этно-религиозных связей.

И лишь к 1989 году советские "шурави" (товарищи) в форме и без нее на своей "шкуре" почувствовали негатив неформальных отношений, буквально, всех слоев афганского общества. Не ожидает ли сегодня силовые структуры и само российское общество еще один "Афганистан", но уже внутри себя?

Предпосылки тому заложили ветераны-"афганцы": они попытались применять полученные от афганских "партнеров" навыки в молодой рыночной экономике. Но вскоре, также как соперничавшие группировки "Хальк" и "Парчам" (фракции в НДПА), перестреляв друг друга, ушли в "серые зоны" экономики России.

С тех пор влияние "серых зон" на "белую" экономику и власть в России явно набрало силу. Этот, "афганский" по форме средневековый фактор проявляется в Бирюлево, а до того в Кандапоге, Сагре и по всей России.

Новое Средневековье в России

Поясним, что "свои не сдают своих" по законам гостеприимства ни при каких обстоятельствах, как в горах и городах Афганистана (вековые традиции!), так и в "рыночной экономике" России, насчитывающей "всего лишь" 20 лет.

После "конца истории" — развала комунистических режимов — началась диффузия антикоммунистической оппозиции в силовые и государственные структуры в виде реформ. Однако коммунисты и чекисты ловко ушли в "тень", где вскоре стали процветать уже и внутри "белой" власти, экономики и даже обороне. Там пышно расцвели новый хаос и средневековые отношения.

По оценкам экспертов МВД, до 60% ВВП России "лежат в тени". А доля труда эмигрантов из стран бывшего СССР в городах в 2013 году выше 15%.

В Афганистане к началу 2000 гг. "серые зоны" расползлись по стране и соседним государствам. Там средневековый по характеру режим талибов из локальной и региональной силы предстал фактором международного значения.

Примерно по той же схеме латентные  конфликты в арабских странах 2009-2013 гг. переросли в международные. А уж в России 2010-х гг. такие "серые зоны" покрывают далеко не один Северный Кавказ.

Отсутствие контроля "белой" власти над "серыми зонами" явно и заметно: сбор налогов уменьшается, как минимум, на 1 трлн рублей ежегодно. Все чаще для власти идут сигналы "снизу" о повторении событий 11 сентября 2001 года в более трагических для России, чем для США и Европы вариантах.

В странах НАТО за предотвращением терактов с "грязными бомбами" следят сами граждане как добровольные и равноправные помощники силовых структур. Этому способствуют регулярные совместные контртеррористические учения на государственные и частные гранты НКО.

В России же распад "дуумвирата" и нарастающая политическая нестабильность с осени 2011 года все чаще рождает "домашний" терроризм. А он является "зеркалом" плохого государственного управления, злоупотреблений бюрократии "на местах" и коррупции в силовых структурах.

России нужен публичный контртерроризм, а не антитеррористические шараханья "силовиков" с их "законами" о штрафах родственников террористов и СМИ за факты о коррупции властей. 

Как гражданам готовиться к вызовам нового средневековья во властных и силовых структурах?

Во-первых, следует отказаться от парадигмы, где "государство контролирует всё". Уже нет иллюзий у граждан, что паразитическая госбюрократия, а тем более разбитые "реформами" казнокрадов армия, полиция и еще 14 таких же структур, способны обеспечить стабильность и устойчивость развития Российской Федерации. "Вертикаль власти" не видит этот сдвиг в сознании граждан, выраженный в ненасильственных "сходах" и маршах несогласных.

Во-вторых, испарилась убежденность влиятельных международных акторов в том, что их финансовые вливания в любой госаппарат, а через него –силовые структуры, могут "исправить" нефункционирующий режим страны.

Последние провалы "уроков демократии" от США и ЕС в Египте, Сирии, Ираке, Мали, Нигере породили там саботаж элит, национального бизнеса и, естественно, нестабильность рынков рабочей силы. Да и среди американских элит возникли симпатии к неоанархическим движениям типа "Оккупай Уолл-Стрит", "Чаепитие" и т.п. Сложилась патовая ситуация недоверия масс к финансовым и партийно-политическим институтам стран "Восьмерки", 20-ки, не исключая, конечно, и Россию.

В-третьих, в международной и региональной политике играют все большую роль неправительственные акторы – влиятельные этнические, религиозные, племенные и даже клановые авторитеты. Примеры гегемонии пуштунских племен во главе с Хамидом Карзаем (Афганистан) и клана алавитов во главе с Башаром Асадом в Сирии весьма наглядны.

Вокруг этих неформальных "центров силы" идет круговерть из старых и новых игроков на международной арене. В той же Сирии, а точнее на ее побережье, в горах и пустынях, вдоль рек и в городах все активнее действуют агенты и наемники иранцев, саудитов, турок, украинцев, русских и американцев, не говоря уже об Израиле и ряде европейских держав.

В самой Сирии и соседних странах роль вольного или невольного "прикрытия" исполняют вполне миролюбивые международные и национальные неправительственные религиозные и гуманитарные организации.

Вместе с тем, Совет Безопасности ООН при содействии России и КНР попал в юридическую ловушку, однозначно заняв сторону "законного правительства" Сирии, представляющего, фактически, лишь 10% населения – агрессивно настроенную секту алавитов. Что это – новое средневековье в действии?

С другой стороны, и страны из числа "друзей Сирии" тоже "своих не сдают" и активно передают деньги и военную помощь суннитской и курдской оппозиции.

Президент США Барак Обама осенью 2013 года предложил снять блокаду в отношениях с Ираном, отложил войну с Сирией. В США учитывают позиции неправительственных акторов в мире: это дешевле, эффективнее и проще для американского бизнеса и госбюджета. В России же – все наоборот.

Из-за приверженности новому средневековью на Ближнем Востоке у Кремля "под носом" возникают новые и новые, пока еще тлеющие" очаги терактов, движений неповиновения и мини-гражданских войн в виде "драк футбольных болельщиков" осетин и ингушей (23 октября 2013 г., например).

России нужно обзавестись "мягкой силой"

У политиков в Кремле мало, если вообще что-то есть, из инструментов и средств обуздания коррупционеров и порожденных ими радикалов и экстремистов. Для ликвидации "геополитических аномалий" вовне и извне у России есть средства "жесткой силы", а вот против них – ничего нет! Ни жесткой, ни мягкой силы.

Ясно, что в "серых зонах" – от Южной Осетии на Кавказе до Сомалилэнда в Восточной Африке – международные акторы уже не смогут действовать по-старому. И по-новому их никто не учил и не учит. Не созданы политические и социально-экономические структуры для "мягкой силы".

Есть примеры инфраструктурной "мягкой силы" при реализации Плана Маршалла в Европе и Азии, программ поддержки ученых и студентов пост-советского поространства Дж. Соросом. Ясно, что "мягкий" антиэкстремизм через неправительственные каналы резко снижает затраты на "жесткую силу".

Однако в условиях нового средневековья речь идет уже о контактах международных акторов с оппозицией, неизбранными населением "авторитетами", даже с полевыми командирами и "баронами". Лишь они могут "разруливать" кризисные ситуации в "серых зонах", где нет "белой" власти.

Владимир Луков, генеральный директор Центра Контртерроризма

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter