Юрий Башмет сказал нечто, на мой взгляд, не самое умное, Сергей Никитин на это довольно мягко, но публично отреагировал, Катерина Гордеева накинулась на Никитина, Владимир Варфоломеев упрекнул Гордееву, что она "рамсы попутала"…

Ситуация последнее время все более стандартная, картинка как по трафарету выписанная, и тут только имена меняй, по каждой истории и произносится, и происходит одно и то же. Такое впечатление, что толерантность, столь нежно лелеемая больше десяти лет, не выдержала и малейшего дуновения холодного воздуха, увядает на глазах в страшных мучениях. Но, мне кажется, что дело несколько в другом.

Я вот только лично о себе очень коротко. В СССР мне и в голову не могло прийти общаться на бытовом уровне, о дружбе или хоть приятельстве и не упоминаю, с кем-нибудь из партийных или комсомольских работников. А тем более, вообще не обсуждается, с "комитетчиками" или кем-то подобным. Нет, конечно, вынужденные формальные контакты, скажем, по работе иногда происходили, но, естественно, никаких "в распивочную и на вынос".

Однако, когда их власть кончилась, произошло некоторое расслабление и размывание понятий. Никто никому в объятия, понятно, не бросился. Но уже в середине девяностых, например, довольно случайно выяснилось, что один из моих деловых партнеров, с которым у меня к тому времени сложились вполне дружеские отношения, раньше был секретарем райкома комсомола. Не могу сказать, что это меня сильно обрадовало, но особо и не напрягло, так, посмеялись, мол, представить тогда нельзя было, что мы когда-нибудь начнем общаться семьями, на том дело и кончилось. Или в "банной компании", есть такое понятие у мужиков, кто понимает, парились несколько лет вместе с одним человеком, потом традиционно выпивали и закусывали с соответствующими ситуации вольными беседами. И тут в каком-то разговоре всплывает, что этот Славик не совсем просто "Славик", а еще и в прошлом генерал КГБ, а сейчас не менее высокопоставленный работник одной из нынешних соответствующих спецслужб. Тоже удовольствия большого я от этого не получил, но, в общем, в истерику не впал, ну, генерал и генерал, КГБ, так КГБ, продолжаем париться и выпивать дальше.

Все то же относится и к тем, очень условно "путинцам" которые всегда, и тогда, в 90-х, существовали в достаточно больших количествах еще до того, как само имя Путина стало известно хоть сколько-то широкой публике. Я сейчас не буду заниматься точными определениями, но, думаю, каждый понимает, о чем, о какой направленности мышления и каким мировоззрении идет речь. Так вот, эти "путинцы", будучи всего лишь "одними из", не вызывали у меня какого-то особого отторжения на личном уровне. Ну, есть монархисты, есть социалисты, среди моих знакомых даже несколько анархистов было, а один так прямо синдикалист. И ничего, как-то на вкусе совместно выпиваемой водки не отражалось. Да, для настоящей душевной близости некоторое значение для меня это, несомненно, имело, все-таки реально дружить я всегда мог только с теми, для кого понятия либерализма, а еще лучше, примата личной свободы, были даже не то, что святы, а просто естественны и органичны. Но в принципе, в обыденном общении, следует признаться, на первые места выступали какие-то иные, "внеидеологические факторы".

А вот после того как "путинские" пришли к власти уже во главе с самим Путиным, и их начало становиться все больше, и они начали все больше хмелеть от этой самой власти, и истинно "путинское" стало проявляться в них все ярче и четче, опять пошел разлом, и началось размежевание. А на втором десятилетии этого нравственного хаоса глубина разлома добирается и до самых основ, до личных отношений, до дружбы, а я уже знаю ситуации, когда до любви, до семейной, буквально, жизни.

И сейчас, как при советской власти было с партработниками, совершенно невозможно себе представить, чтобы у меня дома за столом оказался кто-то, рассказывающий про "попробовали бы Пуськи пойти в мечеть". Или я сижу у кого-то в гостях и слушаю, как хозяин дома рассказывает про америкосов, которые "усыновляют наших детей для сексуальных утех и продажи по частям на органы". Водка в данном случае лучший наш отечественный индикатор, она тут просто в горло не полезет, и все.

Так что, мне кажется, дело вовсе не в уровне толерантности, а просто в том, кто на конкретный момент оказывается "сверху". Если и когда те же "путинские" потеряют власть, то вполне возможно пропасть снова начнет зарастать и они, вполне себе "белые и пушистые", опять будут ненавязчиво вписываться в любой интерьер.

И потихоньку исчезнет желание плюнуть им в физиономию при малейшей возможности. Желание подлое, мерзкое и недостойное приличного человека, которого я жутко стыжусь и постоянно мучаюсь от этого своего стыда.

Александр Васильев

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены