Вступление России в ВТО подвергает российский агропром множественным рискам. К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного подкомиссией Российского союза промышленников и предпринимателей по производству сельхозпродукции и ее переработке. По результатам мероприятия бизнес сформулировал предложения по защите отечественных производителей и адресовал их правительству. Эту ситуацию прокомментировал председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.

— Андрей Львович, все участники круглого стола говорили в основном об очевидных минусах вступления России в ВТО. Может быть, власть поторопилась с принятием этого решения?

— Я прагматик: если решение принято, то нам необходимо максимально быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям. Как оптимист могу сказать, что вступление в ВТО нас неизбежно мобилизует, хотя, конечно, никто не говорит, что это будет легко. Но хотелось бы, чтобы переходный период был более длительным. "Старые" члены ВТО уже выработали изощренную систему защиты своих рынков, своих производителей, нам же только предстоит ее создать. А для этого нужны высококвалифицированные специалисты-юристы и международники, которые бы могли максимально воспользоваться всеми прямыми и косвенными механизмами защиты внутреннего рынка, предусмотренными по правилам ВТО.

— А почему на своем отраслевом уровне вы не готовились к вступлению в ВТО, ведь к этому все шло?

— История вступления в ВТО длилась 18 лет: то мы вступаем, то не вступаем. А у нас, как известно, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Мы не знали, готовиться или нет. Кроме того, мы не знали, к чему, собственно, готовиться — все условия вступления в ВТО шли с грифом "Совершенно секретно". В публичном доступе информации не было. Об условиях, на которых произошло вступление в ВТО, мы узнали постфактум. Например, решение по пакету "Молоко" было принято в 2005–2006 годах. Рынок того периода существенно отличался от нынешнего, но пересмотру условия уже не подлежат.

— С чем связан режим секретности? Находите ли вы этому объяснение?

— Наш союз появился только в 2008 году, когда переговорный процесс по молоку уже завершился. Понять логику прошлого — это тяжелая и бесполезная задача. Впрочем, режим секретности распространялся на все отрасли. Очевидно, что на том этапе роль отраслевых союзов была не столь заметна. Сегодня с нашей организацией власть ведет активный диалог. Надеюсь, что в дальнейшем без консультаций с отраслевыми объединениями государственные решения такого уровня приниматься не будут. Власть может быть более эффективной, если будет учитывать мнение профессионального сообщества.

— Можете ли вы назвать плюсы вступления в ВТО?

— Я не могу объективно оценить положение всех отраслей, но чисто теоретически должны выиграть те отрасли, способные экспортировать свою продукцию на мировые рынки, и те, кому необходимо закупать импортное оборудование, которое не производится на территории России. Также ожидается, что должен выиграть потребитель, так как он получит больший ассортимент и, возможно, более выгодные условия в связи с повышенной конкуренцией на рынке.

— А кто-то вообще спрашивал потребителя? На мой взгляд, люди заинтересованы в том, чтобы покупать качественную продукцию. Могут ли они на это рассчитывать после вступления страны в ВТО?

— Для этого государству необходимо установить максимально жесткие стандарты качества для нашего рынка, которым должны следовать как отечественные производители, так и импортеры. Условия ВТО не ограничивают требования к качеству продуктов питания, и в случае, если государство сумеет научно обосновать ужесточение требований, Россия не только защитит себя от некачественного продовольствия, поступающего на наш рынок из других стран, но и повысит уровень качества отечественного производства.

— Вы согласны с утверждением, что в России продукция еще достаточно экологически чистая?

— Да, мы одна из немногих стран, которая пока еще не использует такое обилие достижений мировой химической промышленности, как большинство "развитых стран". У нас есть шанс сохранить это преимущество. Надо только поставить такую цель. Все страны ВТО устанавливают свои "особенные" правила по качеству, которые заведомо тяжело исполнимы для других, тем самым защищая свой рынок. Это нормальная практика. Также считаем важным запуск Всероссийской программы по стимулированию потребления отечественных продуктов питания. Для этого необходимо использовать федеральные средства массовой информации и рекламные инструменты, которые позволят донести информацию о преимуществах и полезных свойствах продукции, произведенной в России, сделать ее образ более прогрессивным, сформировать новую культуру потребления и защитить потребителей от недоброкачественных продуктов питания.

— Вступление в ВТО будет способствовать дальнейшей экспансии западного капитала?

— Да, ВТО — это в первую очередь более свободное перемещение капиталов и товаров, экспансия западного капитала и зарубежных производителей усилится. Однако перспективы существования ВТО как организации пока непонятны. Сегодня мировые эксперты главной причиной кризиса в США и Европе считают чрезмерную либерализацию финансовой и торговой деятельности. Другими словами, либерализация привела к бардаку. Так что мы имеем уникальную возможность не допустить чужих ошибок и, вступив в ВТО, сохранить разумный контроль внутреннего рынка и внутренней экономики. Для этого, конечно, нужна политическая воля.

— Вы видите признаки ее проявления?

— Нас регулярно приглашают на государственные совещания разного уровня, и, на мой взгляд, логично, что представители власти часто принимают во внимание позицию отраслевых объединений. Я думаю, члены правительства прекрасно понимают как риски, так и перспективы от вступления в ВТО.

— Что вы можете сказать о качестве молочной продукции в России в целом?

— В России несмотря ни на что достаточно много современных, эффективных предприятий, производящих высококачественную, натуральную продукцию. А недобросовестные производители есть везде. Так, например, некоторые производители систематически грубо нарушают требования федерального закона от 12.06.2008 номер 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и федерального закона от 26.07.2006 номер 135-ФЗ "О защите конкуренции", замещая молочные жиры растительными (в целях снижения себестоимости производства) и не отображая соответствующую информацию на упаковке готовой молочной продукции. Производители натуральной молочной продукции не способны конкурировать по цене с производителями дешевого фальсификата. Союзмолоко совместно с Министерством сельского хозяйства и торговыми сетями проводит контрольные закупки молочной продукции с целью выявления фальсификатов, предоставляя соответствующую информацию о нарушениях в Федеральную антимонопольную службу и Роспотребнадзор.

— Почему в таком случае ставка делается на западные инвестиции, модернизацию, если все это связано с ухудшением качества?

— Одна из проблем советской технологии, к примеру, заключалась в том, что питьевое молоко скисало на следующий день, и не потому, что оно супернатуральное. Дело в том, что технологии и логистика того времени были достаточно примитивными. Молоко переливалось много раз: из ведра — в танк, из танка — в бочку, из бочки — в заводское оборудование. В результате в молоке накапливалось много бактерий, способствующих быстрому окислению. Современные технологии позволяют практически исключить соприкосновение молока с внешней средой, и в этом случае качественное пастеризованное молоко может легко храниться 7–14 дней без всяких консервантов. Эта технология не влияет на полезные свойства молока. Такие технологии, как стерилизация или ультрапастеризация позволяют хранить молоко до шести месяцев. В этом случае оно теряет часть своих уникальных полезных свойств из-за высокотемпературной обработки. Другие современные технологии, предполагающие добавление стабилизаторов, консервантов, красителей, заменителей, делают продукты менее полезными, но более красивыми и удобными для длительного хранения, что ценно для продавцов и некоторых потребителей.

— Какие страны поднимают вопрос качества продуктов?

— Во всех развитых странах идет борьба двух технологических направлений. Первое стремится исключительно к удешевлению и максимальной эффективности, а второе добивается наиболее натуральной, качественной экологически чистой продукции. По себестоимости такая продукция всегда дороже. Потребителю следует сделать осознанный выбор. На мой взгляд, этот тренд на здоровье должно поддерживать государство, вкладывая средства в поддержку здорового образа жизни.

— Как вы думаете, политика нынешних руководителей страны станет более национально ориентированной, чем она была до сих пор?

— Это зависит от нас. Роль общественных организаций должна и дальше укрепляться. Раньше нас особо никто не спрашивал, не слушал. Теперь нас слышат. Это факт. Считаю, что граждане должны активно выражать свою волю. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

— Может быть, гражданам пора проводить митинги "За честное молоко"?

— Может быть…

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter